г. Казань |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А65-19538/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Фугина В.В. (доверенность от 04.02.2014),
ответчика - Смирновой Р.А. (доверенность от 09.01.2014),
третьего лица - Управления государственных закупок Республики Татарстан - Гаялиева Р.Р. (доверенность от 31.12.2013),
в отсутствие:
третьего лица - ООО "Спорт-Скат" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-19538/2013
по заявлению Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, от 10.07.2013 N 132-гз/2013 в части, с участием третьих лиц: Управления государственных закупок Республики Татарстан, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Скат", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, г. Казань (далее - Управление по охране и использованию объектов животного мира РТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным пункта N 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 10.07.2013 N 132-гз/2013 в части, касающейся выводов о нарушении заявителем части 6 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (без учета части относящейся к Управлению государственных закупок РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление по охране и использованию объектов животного мира РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, поскольку у общества с ограниченной ответственностью "СпортСкат" (далее - ООО "СпортСкат") отсутствовали основания определять ширину колеи лыжи как общую ширину снегохода, так как данная организация длительное время занимается торговлей снегоходами, является официальным дилером ОАО "Русская механика", и снегоход Тайга Варяг 550 V не является эквивалентом снегохода Yamaha VK 540 IV. По мнению заявителя ООО "СпортСкат" преднамеренно исказило технические характеристики снегохода Тайга Варяг 550 V для соответствия заявленным требованиям аукциона, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
В дополнении к кассационной жалобе Управление по охране и использованию объектов животного мира РТ отмечает, что им были указаны четкие требования к необходимым техническим характеристикам снегохода, тогда как Управление государственных закупок РТ изменило техническое задание, сократив количество характеристик до 6 параметров, что привело к победе в данном аукционе ООО "СпортСкат", которое выставило на него неэквивалентный снегоходу Yamaha VK 540 IV товар.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС России по РТ не согласилось с доводами заявителя по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление государственных закупок РТ возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "СпортСкат", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 10.07.2013 антимонопольным органом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 17 и частью 3 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) рассмотрена жалоба ООО "СпортСкат" на действия государственного заказчика - Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ, уполномоченного органа - Управления государственных закупок РТ при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого являлось: "Право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан" (идентификационный номер извещения 0111200000913000636).
ООО "Спорт-Скат" в жалобе указало на допущенные государственным заказчиком нарушения действующего законодательства при проведении указанного открытого аукциона в электронной форме, на уклонение от подписания контракта ввиду несоответствия представленных характеристик по колее лыж в заявке характеристикам, необходимым заказчику и заявленным в техническом задании.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (в ред. N 2) на предмет: "Право заключения государственного контракта на поставку транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.05.2013. Государственный заказчик - Управление по охране и использованию объектов животного мира РТ. Уполномоченный орган - Управление государственных закупок РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 780 000 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 07.06.2013 в 09:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок - 10.06.2013. Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 13.06.2013.
В техническом задании документации об аукционе выставлено требование к поставке снегохода ?аmа?а VК 540 IV или эквивалента и технические характеристики к нему: "тип двигателя 2-тактный, мощность двигателя не менее 47 л.с., колея лыж не менее 960 мм, емкость топливного бака не менее 31 л, количество посадочных мест 2".
Согласно протоколу от 13.06.2013 N 636/1 победителем аукциона признано ООО "Спорт-Скат" с ценой контракта - 4 949 400 рублей.
В адрес ООО "Спорт-Скат" 01.07.2013 Управлением по охране и использованию объектов животного мира РТ направлена копия протокола отказа от заключения контракта, поскольку представленные характеристики по колее лыж в заявке не соответствуют характеристикам, необходимым заказчику и заявленным в техническом задании.
УФАС России по РТ посчитало, что в предложенном ООО "Спорт-Скат" снегоходе Тайга Варяг 550 V все требуемые параметры (характеристики) соблюдены, поскольку в техническом задании документации об аукционе и заявке заявителя не содержится конкретизации по характеристикам "колеи лыж" и указан лишь один параметр - "колея лыж не менее 960 мм", что и учтено ООО "Спорт-Скат", которое указало, что колея лыж предлагаемого им снегохода Тайга Варяг 550 V составляет 1060 мм по внешним краям. То есть, государственный заказчик сам не предусмотрел, по каким точкам отсчета колеи лыж им выставлена условная единица "960 мм". Также, как указано антимонопольным органом, в техническом задании отсутствуют дополнительные характеристики эквивалентности снегохода, в том числе по размеру колеи лыж и точкам отсчета размера, что может ввести в заблуждение участников размещения заказа, что является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов со стороны самого государственного заказчика.
Данные выводы послужили основанием для вынесения УФАС России по РТ решения от 10.07.2013 по делу N 132-гз/2013 о признании государственного заказчика - Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ нарушившим требования части 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Не согласившись с решением УФАС России по РТ, заявитель оспорил его в судебном порядке в соответствующей части.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды пришли к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, заказчик уклонился от подписания контракта с ООО "Спорт-Скат" по необоснованным причинам, поскольку формально заявка и технические характеристики предложенного снегохода в заявке полностью соответствовали требованиям, указанным в документации об аукционе, а то, что им не указаны точки отсчета при определении размеров колеи лыж является его личным упущением (небрежным отношением при определении технических характеристик).
Кроме того, как указано судами, антимонопольный орган пришел к правильному выводу, что в техническом задании отсутствуют иные достаточные характеристики эквивалентности, необходимые для определения потребности заказчика, что могло ввести в заблуждение участников размещения заказа по вине самого заказчика и это является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов со стороны Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ.
Между тем коллегия считает, что судами указанные выводы сделаны по неполно выясненным обстоятельствам.
Судами не дана оценка доводам Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ о том, что им были указаны четкие требования к необходимым техническим характеристикам снегохода (10 параметров), тогда как Управление государственных закупок РТ без согласования с заявителем изменило техническое задание, сократив количество характеристик до 6 параметров, что привело к победе в данном аукционе ООО "СпортСкат", которое выставило на него неэквивалентный снегоходу Yamaha VK 540 IV товар.
Кроме того, неэквивалентность снегохода Тайга Варяг 550 V подтверждается судебным решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-23746/2013, в котором Управление государственных закупок РТ оспорило решение УФАС России по РТ от 10.07.2013 по делу N 132-гз/2013 в касающейся его части.
Данным решением установлено, что снегоход Тайга Варяг 550 V обладает иными показателями, чем снегоход Yamaha VK 540 IV. Также в решении указывается на то, что законом не предусмотрена возможность для уполномоченного органа корректировать сведения, представленные заказчиком.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты без исследования и надлежащей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Судебные акты первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, дать надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А65-19538/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды пришли к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, заказчик уклонился от подписания контракта с ООО "Спорт-Скат" по необоснованным причинам, поскольку формально заявка и технические характеристики предложенного снегохода в заявке полностью соответствовали требованиям, указанным в документации об аукционе, а то, что им не указаны точки отсчета при определении размеров колеи лыж является его личным упущением (небрежным отношением при определении технических характеристик).
Кроме того, как указано судами, антимонопольный орган пришел к правильному выводу, что в техническом задании отсутствуют иные достаточные характеристики эквивалентности, необходимые для определения потребности заказчика, что могло ввести в заблуждение участников размещения заказа по вине самого заказчика и это является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов со стороны Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ.
...
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2014 г. N Ф06-5527/13 по делу N А65-19538/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5527/13
14.05.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7185/14
27.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1640/14
12.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19538/13