Заполнение индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и
иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального
налога (взноса) и форм расчетов по авансовым платежам по единому
социальному налогу (взносу) для организаций, индивидуальных
предпринимателей и физических лиц, выступающих в качестве
работодателей
На основании п.3 ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей отражаются налогоплательщиком в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.
Во исполнение указанного положения были разработаны и утверждены приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МНС России от 07.03.2001 N БГ-3-07/80 и от 18.07.2001 N БГ-3-05/243) формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) (далее - расчеты по авансовым платежам) для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, выступающих в качестве работодателей.
Заполнение расчетов по авансовым платежам производится на основании данных первичного учета налогоплательщика.
В соответствии с п.4 ст.243 НК РФ налогоплательщики единого социального налога (взноса) обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
1. Ведение индивидуальной карточки учета сумм
начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм
начисленного единого социального налога (взноса)*(1)
В целях обеспечения единообразного исполнения всеми налогоплательщиками этой обязанности была разработана форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) (далее - индивидуальная карточка), утвержденная приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63.
Ведение учета вышеназванных сумм по индивидуальной карточке облегчит налогоплательщику заполнение расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), поскольку итоговые данные сводной индивидуальной карточки являются исходными данными для расчетов по авансовым платежам.
Утвержденная форма индивидуальной карточки носит для налогоплательщика рекомендательный характер.
Налогоплательщики могут отдельно и в разрезе каждого фонда выделять выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, не подлежащие обложению в какой-либо фонд в соответствии с п.2 ст.239 НК РФ.
В этих случаях при подсчете граф 11, 12 ("Налоговая база ПФР, фондов ОМС, ФСС РФ") индивидуальной карточки графа 2 "Начислено выплат и иных вознаграждений по всем основаниям" подлежит уменьшению на эти дополнительные графы.
По усмотрению налогоплательщика возможно разделение графы 11 "Налоговая база ПФР, фондов ОМС" на две отдельные графы, без смешения налоговых баз ПФР и фондов ОМС в одной графе.
Индивидуальные карточки заводятся как на работников, независимо от продолжительности трудового участия, так и на физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским или лицензионным договором.
Карточки ведутся как при наличии у налогоплательщика права на применение регрессивных ставок налога в соответствии со ст.241 НК РФ, так и при отсутствии этого права.
При заполнении графы 2 "Начислено выплат и иных вознаграждений по всем основаниям" индивидуальной карточки необходимо учитывать, что в этой графе отражаются все выплаты и иные вознаграждения, начисленные как в денежной, так и в натуральной форме или полученные работником или иным физическим лицом в виде иной материальной выгоды по всем основаниям, в том числе пособия (расходы), выплаченные за счет средств ФСС РФ, которые справочно указываются также в графе 17 "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ" индивидуальной карточки.
В графе 2 индивидуальной карточки отражаются также выплаты в виде материальной помощи, выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), выплаты в натуральной форме, выплаты, которые не облагаются в соответствии со ст.236, 238, 239 НК РФ, и т.д. Иными словами, в данную графу включаются все выплаты в пользу работников и иных физических лиц, в том числе и те, которые затем исключаются из объекта налогообложения.
В графе 3 "Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды" отражаются выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды в соответствии со ст.236, 238 (кроме п.3 этой статьи), 239 НК РФ и ст.25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (далее - Федеральный закон).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.25 Федерального закона в графе 3 отражаются выплаты только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по аттестованному составу), и по вольнонаемному составу, то есть по тем лицам, для кого федеральные органы исполнительной власти, указанные в данной статье, являются работодателями.
Сумма выплат, не подлежащих налогообложению во все фонды по графе 3, не является простой арифметической суммой граф 4-8, так как в этих графах не дается полная расшифровка всех выплат, не подлежащих налогообложению во все фонды.
Так, например, в отдельные графы не выделены выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, не обладающим правом на государственное социальное, пенсионное и медицинское обеспечение, выплаты, не облагаемые в соответствии со ст.25 Федерального закона, и другие.
Поэтому по абсолютному выражению данные графы 3, как правило, будут больше суммы значений, указанных в графах с 4 по 8.
В сумму графы 3 не включаются выплаты денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не облагаемые только в ПФР в соответствии со ст.26 Федерального закона; выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам, не облагаемые только в ФСС РФ в соответствии с п.3 ст.238 НК РФ, которые показываются отдельно соответственно в графах 9 и 10 индивидуальной карточки.
Исчисление сумм налога в индивидуальной карточке за отчетный месяц в случае утраты либо восстановления права на применение пониженных (регрессивных) ставок налога в течение налогового периода в зависимости от соблюдения условий, установленных п.2 ст.241 НК РФ, производится в следующем порядке.
Для исчисления налога по индивидуальной карточке за отчетный месяц сначала нужно определить сумму налога по каждому фонду (по графам 13-16) за весь истекший период с начала года путем умножения соответствующих ставок, подлежащих применению в зависимости от соблюдения условий на их применение (максимальных или регрессивных), на налоговую базу (графы 11 и 12). Затем из полученной суммы следует исключить сумму налога, начисленную по каждому фонду за период с начала года по месяц, предшествующий отчетному (графы 13-16) и, таким образом, определить по каждому работнику сумму начисленного налога по каждому фонду за отчетный месяц.
Например, для расчета налога, причитающегося к уплате в фонды за апрель, нужно исчислить налог в каждый фонд за период с января по апрель (графы 13-16) и исключить из полученной суммы налог, исчисленный в каждый фонд за январь-март.
Для целей определения права налогоплательщика на применение регрессивных ставок налогообложения необходимо выполнение определенных условий.
В соответствии со ст.245 НК РФ право на применение регрессивной шкалы ставок при исчислении и уплате единого социального налога (взноса) в 2001 году приобретают налогоплательщики, у которых во втором полугодии 2000 года фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в ПФР, превышал 25 000 руб.
Для проверки данного условия при расчете выплат в среднем на одного работника не учитываются выплаты работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как согласно ст.6 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" на вышеуказанные выплаты страховые взносы в 2000 году не начислялись.
Налогоплательщики, у которых фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, составил менее 25 000 руб., уплачивают налог в текущем налоговом периоде по ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
В 2002 и последующих годах право на применение регрессивной шкалы ставок при исчислении и уплате единого социального налога (взноса) налогоплательщики приобретают при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышает 50 000 руб.
При расчете вышеуказанного условия принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в ПФР. В расчете учитываются выплаты, произведенные работникам-инвалидам I, II, III групп.
В соответствии с п.2 ст.241 НК РФ налогоплательщики-работодатели, получившие право применять в текущем налоговом периоде регрессивные ставки налога, предусмотренные п.1 ст.241 НК РФ, должны еще ежемесячно осуществлять контроль за величиной налоговой базы, накопленной с начала года.
В случае если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым п.2 ст.241 НК РФ, становится менее суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог за истекший месяц по ставкам, предусмотренным п.1 вышеназванной статьи НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Таким образом, для того чтобы ежемесячно производить расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) по регрессивным ставкам, организации необходимо соблюдать также условие, предусмотренное п.2 ст.241 НК РФ.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью до 30 человек (включительно) - выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.
Расчет численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (далее - Инструкция).
Согласно Инструкции в среднюю численность работников не включается средняя численность работников, выполнявших работы по авторским и лицензионным договорам.
В связи с этим вознаграждения, выплачиваемые авторам по авторским договорам, и численность авторов не следует включать в расчет условий для применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога (взноса).
Если при таком подходе организация на основании п.2 ст.241 НК РФ имеет право на применение регрессивной шкалы ставок налога, то оно распространяется и на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
В случае если организация такого права не имеет, она уплачивает единый социальный налог (взнос) по ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника, в том числе и от величины гонораров авторам.
В соответствии с п.5.2 Инструкции в среднесписочную численность не включаются:
- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (контрактом) или переведенные по письменному заявлению работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
При расчете средней численности этой категории работников определяется общее количество человеко-дней, отработанных ими, для чего общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели.
Пример.
Продолжительность рабочего дня в организации - 8 часов, у работника неполное рабочее время составляет 4 часа. Этот работник учитывается как 4 : 8 = 0,5 человека за каждый рабочий день.
Количество рабочих дней данного работника в 2001 году: январь - 10 дней; февраль - 10 дней; март - 21 день; апрель - 14 дней; май - 20 дней; июнь - 15 дней.
Расчет средней численности не полностью занятых работников: в январе (0,5 х 10) : 10 рабочих дней = 0,5, то есть принимается 1 человек; в феврале (0,5 х 10) : 10 рабочих дней = 0,5, то есть принимается 1 человек; в марте (0,5 х 21) : 21 рабочий день = 0,5, то есть принимается 1 человек и т.д.
2. Заполнение расчетов по авансовым платежам
по единому социальному налогу (взносу) для налогоплательщиков,
выступающих в качестве работодателей (в том числе занятых
в производстве сельскохозяйственной продукции)
Для организаций и предпринимателей, выступающих в качестве работодателей (в том числе занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), формы расчета по авансовым платежам отличаются только титульным листом, для предпринимателей и сельхозпроизводителей - отсутствием справочной информации о выплатах, не облагаемых в соответствии со ст.25 и 26 Федерального закона, а для сельхозпроизводителей - также пониженным размером ставок налога, указанных в справочной таблице.
Дата представления расчета по авансовым платежам указывается налогоплательщиком на титульном листе. При отправке расчета по авансовым платежам по почте днем его представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
Дата представления расчета по авансовым платежам заверяется штампом налогового органа и подписью работника ИМНС.
Срок, установленный для получения средств на оплату труда в кредитном учреждении, указывается налогоплательщиком в соответствии с письмом кредитного учреждения, кассовым планом, приказом об учетной политике, коллективным договором, в которых предусмотрена дата получения средств в банке.
Срок, не позднее которого должен быть уплачен налог, определяется в соответствии с п.3 ст.243 НК РФ.
Сведения о работнике - получателе дохода: ИНН_____________________
Ф.И.О.______________________________ Гражданство_________________________
паспорт (либо иной документ, удостоверяющий личность): серия________
номер_____ кем и когда выдан_____________________________________________
Дата рождения____________ Адрес места жительства_________________________
_________________________________________________________________________
должность_________________ Вид договора: трудовой, гражданско-правовой,
авторский или лицензионный ____________________
N договора_____________ дата назначения на должность (или дата заключения
договора)________________________________________________________________
Наличие инвалидности _____________________ справка: серия _______________
N ___________ дата выдачи__________________
Месяц, период | Начис- лено выплат и иных возна- граж- дений по всем осно- вани- ям, всего |
Выплаты, не подлежащие налогообложению | Налоговая база |
Начислено единого социального нало- га (взноса) |
Начис- лено посо- бий (рас- ходов) за счет средств ФСС РФ |
||||||||||||
Выплаты, не подлежащие налогообложе- нию во все фонды |
Необла- гаемые в ПФР (ст.26 ФЗ N 150-ФЗ "О фе- дера- льном бюд- жете на 2001 год") |
Выплаты, не облага- емые в ФСС РФ (догово- ра граж- данско- правов. характ., авторс- кие и лиценз. догов.) |
ПФР, фонды ОМС |
ФСС РФ |
ПФР | ФФОМС | ТФО МС |
ФСС РФ |
|||||||||
все- го |
в том числе: | ||||||||||||||||
до 1000 руб. в ме- сяц |
до 2000 руб. в год |
до 10000 руб. в год |
до 100000 руб. в год (льго- ты) |
Выплаты за счет средств, остав- шихся в распоря- жении органи- зации |
|||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
ян- варь |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
фев- раль |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
март | за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
ап- рель |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
май | за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
июнь | за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
июль | за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
ав- густ |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
сен- тябрь |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
ок- тябрь |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
но- ябрь |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
|||||||||||||||||
де- кабрь |
за месяц | ||||||||||||||||
с начала года |
Уплата авансовых платежей по налогу производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
По налогоплательщикам, которым установлен срок для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц до 15-го числа месяца, следующего за отчетным; по налогоплательщикам, которым установлен срок для получения средств на оплату труда в банке после 15-го числа; по налогоплательщикам, для которых не установлены сроки получения средств в банке на оплату труда; для организаций, финансируемых из бюджетов различного уровня, в случае задержки финансирования; по налогоплательщикам, которые не имеют счетов в учреждении банков, а также производящим выплату зарплаты из выручки и в случае если налогоплательщику установлено два срока для получения средств в банке на оплату труда - для получения аванса и получения окончательного расчета, при начислении в карточке лицевого счета сумм авансовых платежей срок уплаты устанавливается 15-е число месяца, следующего за отчетным.
Начисление пеней на сумму недоимки производится с 16-го числа месяца, следующего за отчетным.
Если срок представления расчета по авансовым платежам приходится на нерабочий (выходной или праздничный) день, сроком представления расчета по авансовым платежам считается первый следующий за ним рабочий день.
Если налогоплательщики уплачивают налог с одного счета, а получение средств на оплату труда производят с другого счета, то в учреждение банка для получения средств на оплату труда необходимо представлять копии платежных поручений на перечисление налога с отметкой банка.
3. Заполнение строк 100-810 расчета по авансовым платежам
Строки 100-810 расчета по авансовым платежам для рассматриваемых категорий налогоплательщиков заполняются одинаково по общим правилам, изложенным ниже.
По строке 100 "Объект налогообложения нарастающим итогом с начала года" в соответствии со ст.236 НК РФ отражаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства. В объект налогообложения также включаются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Статья 236 НК РФ не признает объектом обложения налогом для налогоплательщиков-работодателей:
- выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в размере до 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц;
- выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (до введения соответствующей главы НК РФ - налога на прибыль).
На эти суммы строка 100 расчета по авансовым платежам меньше графы 2 индивидуальной карточки.
По строке 100 расчета по авансовым платежам необходимо поставить сумму выплат и вознаграждений из всех индивидуальных карточек, начисленных по всем основаниям (графа 2), за минусом суммы выплат из всех индивидуальных карточек в размере до 1000 рублей на каждого работника, производимых в натуральной форме сельхозпродукцией или товарами для детей (графа 4), и суммы выплат из всех индивидуальных карточек, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (графа 8).
Строка 110 "Объект налогообложения за отчетный месяц" определяется как разность между строками 100 (графы 3, 5, 7, 9) за отчетный период и за предыдущий период (кроме расчета по авансовым платежам за январь).
Значения строки 110 расчета по авансовым платежам по соответствующим графам (3, 5, 7, 9) должны соответствовать разнице между сводными значениями граф 2, 4, 8 индивидуальных карточек за конкретный отчетный месяц.
При этом значения строки 100 (строки 110) будут одинаковы для всех фондов, в том числе для ФСС РФ.
У силовых министерств, федеральных судов и органов прокуратуры имеются особенности заполнения расчета по авансовым платежам.
Статьей 25 Федерального закона определено, что в 2001 году федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие; ФСНП России, Минюст России, ГТК России и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или по призыву согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то указанные силовые органы расчет по авансовым платежам заполняют только по военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по аттестованному составу), и по вольнонаемному составу, то есть по тем лицам, для кого они являются работодателями.
При этом денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение и иные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, включаются в объект налогообложения (строка 100) и полностью отражаются по строке 1, указанной справочно. Указанные выплаты не включаются ни в строку 200, ни в строку 300, так как освобождение от уплаты налога с этих выплат установлено не НК РФ, а Федеральным законом.
В соответствии со ст.26 Федерального закона федеральные суды и органы прокуратуры освобождаются от уплаты налога с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой в ПФР.
Выплаты, включаемые в денежное содержание прокурорских работников, определяются в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Заработная плата судей Российской Федерации (денежное содержание судей воинских судов) определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". Указанные выплаты, так же как и в случае с заполнением расчета по авансовым платежам силовыми министерствами и ведомствами, отражаются в объекте налогообложения и полностью по строке 2, указанной справочно. В строках 200 и 300 они не отражаются.
По строке 200 "Суммы, не подлежащие налогообложению нарастающим итогом с начала года" показываются суммы выплат нарастающим итогом с начала года, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст.238 НК РФ.
Значения строки 200 для ПФР, фондов ОМС и ФСС РФ могут отличаться на суммы выплат по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Значение строки 200 для ПФР определяется как результат следующего вычисления по всем индивидуальным карточкам.
Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды, минус выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в размере до 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц минус льготы в соответствии с п.1 ст.239 НК РФ минус выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, минус выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды в соответствии со ст.25 Федерального закона, минус выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, не облагаемые налогом согласно п.2 ст.239 НК РФ в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые за счет средств этих фондов, плюс не облагаемые в соответствии со ст.26 Федерального закона выплаты, производимые судьям, прокурорам и следователям, имеющим специальные звания.
Значение строки 200 для фондов ОМС определяется в порядке, изложенном выше, за исключением выплат, производимых судьям, прокурорам и следователям, имеющим специальные звания.
Значение строки 200 для ФСС РФ определяется как результат вычисления по всем индивидуальным карточкам.
Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды, минус выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в размере до 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц минус льготы в соответствии с п.1 ст.239 НК РФ минус выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, минус выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды в соответствии со ст.25 Федерального закона, минус выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, не облагаемые налогом в соответствии с п.2 ст.239 НК РФ в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые за счет средств этих фондов, плюс выплаты, не облагаемые в ФСС РФ (договора гражданско-правового характера, авторские и лицензионные договора).
Если иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем обладают правом на государственное пенсионное обеспечение, или социальное обеспечение, или медицинскую помощь, осуществляемые за счет средств соответствующих фондов (или комбинацию этих прав), то начисленные им выплаты и вознаграждения не облагаются только в те фонды, из которых указанные лица не имеют права на получение соответствующих выплат.
В этом случае они не должны отражаться в графе 3 индивидуальной карточки, а должны быть вынесены в отдельные графы и учитываться при заполнении строки 300 расчета по авансовым платежам применительно к каждому фонду.
Строка 210 "Суммы, не подлежащие налогообложению за отчетный месяц" определяется как разность между строками 200 (графы 3, 5, 7, 9) за отчетный период и за предыдущий период (кроме расчета по авансовым платежам за январь).
Значения строки 210 (графы 3, 5, 7, 9) должны соответствовать сводным значениям, рассчитанным из индивидуальных карточек аналогично порядку, указанному для расчета строки 200, но по данным за конкретный отчетный месяц.
По строке 300 "Суммы налоговых льгот нарастающим итогом с начала года" показываются суммы налоговых льгот нарастающим итогом с начала года, определяемые в соответствии со ст.239 НК РФ.
Значение строки 300 расчета по авансовым платежам для всех фондов будет одинаково в случае, если нет выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства или если эти вы-платы не облагаются во все фонды (п.2 ст.239 НК РФ).
Строка 300 определяется как результат суммирования льгот в соответствии с п.1 ст.239 НК РФ по всем индивидуальным карточкам плюс выплаты и вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, не облагаемые во все фонды, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств всех фондов (п.2 ст.239 НК РФ).
Если иностранные граждане и лица без гражданства обладают правом на государственное пенсионное обеспечение, или социальное обеспечение, или медицинскую помощь, осуществляемые за счет средств соответствующих фондов (или комбинацию этих прав), то при расчете показателя, отражаемого по строке 300, для тех фондов, из которых иностранные граждане имеют право на социальную защиту, суммы выплат и иных вознаграждений в строку 300 не включаются.
Строка 310 "Сумма налоговых льгот за отчетный месяц" определяется как разность между строками 300 (графы 3, 5, 7, 9) за отчетный период и за предыдущий период (кроме расчета по авансовым платежам за январь).
Значения строки 310 (графы 3, 5, 7, 9) должны соответствовать сводным значениям, рассчитанным из индивидуальных карточек аналогично порядку, приведенному для расчета строки 300, но по данным за конкретный отчетный месяц.
По строке 400 "Налоговая база нарастающим итогом с начала года" формируется:
по ПФР: строка 100 - строка 200 - строка 300 минус суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, производимых военнослужащим, проходящим службу в составе федеральных органов исполнительной власти, освобождаемых в соответствии со ст.25 Федерального закона от уплаты единого социального налога (данные суммы отражаются в расчете по авансовым платежам справочно по пункту 1) и минус суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, которые отражаются в расчете по авансовым платежам справочно по пункту 2.
Полученное значение налоговой базы по ПФР должно быть равно значению, указанному в графе 2 строки "Итого" таблицы, приведенной справочно.
Вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье 25 Федерального закона, производят расчет по лицам, в отношении которых они являются работодателями.
Если федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имеют возможности заполнения всей формы расчета по авансовым платежам, то ее заполнение производится начиная со строки 500. В строках 100-410 ставится прочерк. Таблица "Справочно" при этом не заполняется;
по фондам ОМС и ФСС РФ: строка 100 - строка 200 - строка 300 и минус суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, производимых военнослужащим, проходящим службу в составе федеральных органов исполнительной власти, освобождаемых в соответствии со ст.25 Федерального закона от уплаты единого социального налога.
Полученные значения налоговой базы по фондам ОМС и ФСС РФ должны быть равны значениям, указанным в графах 3 и 4 строки "Итого" таблицы, приведенной справочно.
Налоговая база нарастающим итогом с начала года, отраженная в графах 2 (для ПФР), 3 (для фондов ОМС) и 4 (для ФСС РФ) справочной таблицы расчета по авансовым платежам распределяется по уровням дохода (до 100 000 руб., от 100 000 до 300 000 руб. и т.д.). Это распределение производится независимо от того, применяются регрессивные ставки налога или нет.
Строка 400 расчета по авансовым платежам по каждому фонду должна быть равна сводным показателям соответствующих граф всех индивидуальных карточек за соответствующий период с начала года.
Строка 410 "Налоговая база за отчетный месяц" определяется как разность между строками 400 (графы 3, 5, 7, 9) за отчетный период и за предыдущий период (кроме расчета по авансовым платежам за январь).
Значения строки 410 (графы 3, 5, 7, 9) должны быть равны сводным значениям соответствующих граф всех индивидуальных карточек за конкретный отчетный месяц.
Строка 500 "Сумма начисленных авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года" заполняется на основании значений, указанных соответственно в графах 6, 8, 10, 12 строки "Итого" таблицы, приведенной справочно.
При этом применять для проверки расчета суммы начисленных авансовых платежей формулу: стр. 400 х ставку налога - можно при отсутствии у налогоплательщика права на применение регрессивных ставок налога, а при наличии такого права - лишь до тех пор, пока вся налоговая база по всем работникам облагается по одинаковым ставкам без применения регрессии.
Если налогоплательщик не имеет права на применение регрессивных ставок налога, то по всем строкам справочной таблицы применяются максимальные ставки.
В справочной таблице в поле "Численность" указывается численность только тех работников, у которых имеется налоговая база, с которой начисляются авансовые платежи по единому социальному налогу (взносу).
Пример.
Численность организации 10 человек, из них 3 человека - инвалиды; выплаты и вознаграждения всех работников за январь-март 2001 года составили 1380 тыс. руб., в том числе по инвалидам: 55 тыс. руб., 80 тыс. руб. и 160 тыс. руб. Сумма, не подлежащая налогообложению, - 450 тыс. руб., сумма льгот - 235 тыс. руб. (55 тыс. руб. + 80 тыс. руб. + 100 тыс. руб.); налоговая база составит 695 тыс. руб. (1380 тыс. руб. - 450 тыс. руб. - 235 тыс. руб.).
В справочной таблице по регрессивной шкале разносится налоговая база 8 человек в сумме 695 тыс. руб.
Численность работников, с выплат которым начисляется налог, отражаемая по графам 13, 14 и 15 справочной таблицы, включает всех работников, независимо от продолжительности их работы в организации (включая уволившихся) и физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором или договором гражданско-правового характера, и записывается по количеству открытых в течение года индивидуальных карточек.
По мере достижения по отдельным работникам общей суммы выплат с начала года установленных размеров (100 000 руб., 300 000 руб., 600 000 руб.) указанные работники полностью переводятся из одной строки справочной таблицы в другую для формирования данных по графам 2-15.
Строка 510 "в том числе за отчетный период" формируется как строка 500 (графы 3, 5, 7, 9) за отчетный период минус строка 500 (графы 3, 5, 7, 9) за предшествующий отчетный период.
Значения строки 510 (графы 3, 5, 7, 9) должны соответствовать сводным показателям соответствующих граф всех индивидуальных карточек за конкретный отчетный месяц.
По строке 600 "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, нарастающим итогом с начала года" показывается общая сумма расходов, произведенных плательщиком на цели государственного социального страхования, нарастающим итогом с начала года.
Этот показатель заполняется на основании первичных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет средств ФСС РФ и учтенных в индивидуальных карточках по графе "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ".
Значение строки 600 должно соответствовать сумме граф "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ" всех индивидуальных карточек за соответствующий период с начала года.
При этом расходы на санаторно-курортное лечение в графе "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ" индивидуальной карточки по путевкам, приобретаемым с постановкой на баланс, отражаются за минусом частичной оплаты за путевки, то есть только в доле, принимаемой за счет средств ФСС РФ по установленным нормативам.
Стоимость путевок, получаемых от органов ФСС РФ с постановкой на забалансовые счета, и частичная оплата по ним в расчетах по ЕСН не участвуют и в графе "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ" индивидуальной карточки не учитываются.
По строке 610 "в том числе за отчетный месяц" указывается общая сумма расходов, произведенных плательщиком на цели государственного социального страхования за отчетный месяц, заполняется плательщиком самостоятельно на основе документов, подтверждающих произведенные расходы на социальное страхование в отчетном месяце и должна равняться сумме "Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ" всех индивидуальных карточек за конкретный отчетный месяц.
При заполнении налогоплательщиком расчета по авансовым платежам должно соблюдаться соответствие отдельных его строк строкам раздела I формы 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 N 113:
графа 5 строки 500 расчета по авансовым платежам должна соответствовать графе 3 строки 1 раздела I формы 4-ФСС РФ;
графа 5 строки 510 расчета по авансовым платежам должна соответствовать графе 5 строки 1 раздела I формы 4-ФСС РФ по строке соответствующего месяца;
графа 5 строки 600 расчета по авансовым платежам должна соответствовать графе 3 строки 6 раздела I формы 4-ФСС РФ;
графа 5 строки 610 расчета по авансовым платежам должна соответствовать графе 5 строки 6 раздела I формы 4-ФСС РФ по строке соответствующего месяца;
графа 5 строки 700 расчета по авансовым платежам должна соответствовать графе 3 строки 3 раздела I формы 4-ФСС РФ (по итогам I квартала, 1 полугодия, 9 месяцев, года).
Второй экземпляр раздела I Расчетной ведомости представляется налогоплательщиками в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет одновременно с расчетом по авансовым платежам за последний месяц квартала с отметкой ответственного исполнителя подразделения ФСС РФ о предварительной проверке правильности отражения произведенных расходов на цели ФСС РФ.
По строке 700 "Возмещено исполнительным органом ФСС РФ нарастающим итогом с начала года" отражаются суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС РФ на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, с начала года по 30 (31) число отчетного месяца.
По строке 710 "в том числе в отчетном месяце" отражаются суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС РФ на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, с 1 по 30 (31) число отчетного месяца.
С 1 января 2001 года превышение расходов над начисленной суммой налога, причитающейся ФСС РФ, не возмещается налогоплательщикам налоговыми органами через федеральное казначейство как возврат переплаты в обычном порядке, установленном НК РФ, так как согласно Инструкции, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11 "О порядке расходования средств ФСС РФ", возмещение превышений расходов, как и прежде, будет производиться подразделениями фонда по обращениям налогоплательщика и после проведения камеральных проверок.
В расчете по авансовым платежам суммы возмещения отражаются в том месяце, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС РФ на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленных авансовых платежей.
В соответствии с инструкцией ФСС РФ от 09.02.2001 N 11 "О порядке расходования средств ФСС РФ" страхователь в случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в ФСС РФ, обращается за возмещением средств (дотацией) в отделение ФСС РФ с представлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию.
Выделение средств страхователю осуществляется отделением ФСС РФ в соответствии с п.3.4-3.5 указанной инструкции на основании представленной страхователем расчетной ведомости по средствам этого фонда за отчетный период (квартал), подтверждающей произведенные расходы, а до окончания отчетного периода - промежуточной ведомости или справки-расчета и иных документов, установленных ФСС РФ.
Строка 800 "Подлежит уплате в ФСС РФ нарастающим итогом с начала года (стр. 500 - стр. 600 + стр. 700)" формируется как строка 500 минус строка 600 плюс строка 700.
Строка 810 "в том числе за отчетный месяц (стр. 510 - стр. 610 + стр. 710)" формируется как строка 510 минус строка 610 плюс строка 710.
В случае если по строке 810 отражению подлежит сумма со знаком (-), то есть когда сумма расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования с учетом возмещений от исполнительного органа ФСС РФ, превышает начисленную сумму налога, то возврат перерасхода по средствам ФСС РФ осуществляется исполнительным органом ФСС РФ согласно инструкции ФСС РФ от 09.02.2001 N 11. Налоговые органы могут только зачесть суммы перерасхода по средствам ФСС РФ в счет предстоящих авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики ежемесячно готовят отдельные платежные поручения на уплату налога по каждому фонду на соответствующие счета органов федерального казначейства.
После проведения проверки показателей расчета по авансовым платежам в проводку по начислению налога за истекший месяц по лицевому счету налогоплательщика из расчета по авансовым платежам передаются следующие данные:
- по ПФР - строка 510 графа 3;
- по ФФОМС - строка 510 графа 7;
- по ТФОМС - строка 510 графа 9.
- по ФСС РФ - строка 510 графа 5 - строка 610 графа 5 + строка 710 графа 5.
Департамент единого социального налога МНС России
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1). Форму индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат см. на с.200/46.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1