Наша авиакомпания (открытое акционерное общество) имеет ряд официально зарегистрированных представительств за рубежом. Финансирование представительств осуществляется путем перечисления средств на счета за рубежом согласно утвержденной смете расходов на год. Статьи сметы включают представительские расходы. Согласно п.13 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц" затраты организации, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций, после выхода приказа Минфина России от 06.10.1992 N 94 могут относиться к представительским расходам, вне зависимости от места осуществления этих расходов, организацией, осуществляющей их прием.
В вышеуказанном письме не разъяснено, что подразумевается под местом осуществления расходов. Кроме того, отсутствует прямое указание на возможность отнесения к представительским расходам затрат организации по проведению приема и обслуживания представителей других организаций за границей.
В связи с этим какие из понесенных в 2000 году расходов по проведению приема и обслуживания представителей других организаций наша авиакомпания вправе отнести на затраты производства, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)? Относятся ли для целей налогообложения к представительским расходы представительств нашей авиакомпании за рубежом на территории представительства и в других местах (ресторане, кафе и т.д.) в 2000 году?
В соответствии со ст.4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
Согласно п.2.3 Инструкции N 62 до принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
В соответствии с подпунктом "и" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации (представительские расходы).
Согласно п.1 письма Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", действовавшего до 1 апреля 2000 года, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, определены как затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 1 к названному письму.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.
При этом в соответствии с п.12 письма Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768 "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли" для целей налогообложения к представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, осуществляющей их прием, с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации.
Таким образом, до 1 апреля 2000 года организация была не вправе для целей налогообложения отнести к представительским расходам затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых вне территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, введенных в действие с 1 апреля 2000 года, представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
При этом названными нормами и нормативами место проведения указанной деловой встречи (приема) не ограничено местом нахождения организации.
Учитывая изложенное, с 1 апреля 2000 года организация вправе включить представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) вне зависимости от места проведения указанной встречи (приема) и места нахождения организации, то есть даже в случае их проведения вне территории Российской Федерации.
А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга
1 сентября 2001 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1