г. Казань |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А55-18034/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи: Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-18034/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс", п. Верхняя Подстепновка Самарской области (ОГРН 1066367038462) о взыскании 915 658 руб. 37 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" о взыскании 915 658 руб. 37 коп., в том числе основной долг за период с 01.12.2011 по 17.01.2013 в размере 780 355 руб. 78 коп., пени за период с 12.05.2012 по 17.01.2013 в размере 135 302 руб. 59 коп., на основании договора аренды земельного участка N 724 от 15.03.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014, суд взыскал с ООО "Феникс" в пользу Министерства строительства Самарской области 409 185 руб. 79 коп., в том числе задолженность в размере 348 505 руб. 09 коп и неустойка в размере 60 680 руб. 70 коп. В остальной части иска суд отказал.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что выводы судов не соответствуют нормам материального права, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, в связи с чем размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством строительства Самарской области (арендодатель) и ООО "Феникс" (арендатор), на основании приказа от 27.12.2011 N 131-п, заключен договор аренды земельного участка от 15.03.2012 N 724, по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0926001:623, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 6577 кв. м, для строительства складов.
Земельный участок был передан ответчику по акту приема-передачи (приложение N 3 к договору).
Согласно пункту 3.1 указанного договора его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 27.12.2011 и срок действия договора истекает 27.12.2016 (пункт 3.2).
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункты 4.4, 6.1) арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору аренды послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Судами обеих инстанций установлено, что спорный земельный участок относится к числу земель, права на которые не разграничены, а поэтому в силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" истец является уполномоченным органом, обладающим правами на предоставление земельного участка в аренду и взимание арендной платы за пользование указанным земельным участком.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды применили к рассматриваемым правоотношениям положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), а также правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как установлено судами, земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0926001:623, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 6577 кв. м, предоставлен ответчику в аренду для строительства складов.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ответчиком, составляет 16 508 138 руб. 46 коп.
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, суды правомерно исчислили размер задолженности по арендной плате за период пользования землей исходя из ежегодной арендной платы за земельный участок в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка и пени в соответствии с пунктом 7.3 договора от 15.03.2012 N 724 в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А55-18034/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
...
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, суды правомерно исчислили размер задолженности по арендной плате за период пользования землей исходя из ежегодной арендной платы за земельный участок в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка и пени в соответствии с пунктом 7.3 договора от 15.03.2012 N 724 в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2014 г. N Ф06-5946/13 по делу N А55-18034/2013