г. Казань |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А55-17997/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2013 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-17997/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (ОГРН 1036300450086) о взыскании 1 289 411 руб. 63 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик) о взыскании 1 900 189 руб. 67 коп., в том числе задолженности в размере 1 214 674 руб. 59 коп. по арендным платежам и пени в размере 685 515 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2013 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано: 1 289 411 руб. 63 коп., в том числе 1 189 924 руб. 13 коп. основного долга и неустойка в размере 99 487 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 решение оставлено без изменения.
Министерство строительства Самарской области, обжалуя состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просит их в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению Министерства, расчет арендной платы истцом произведен правомерно в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008.
Данное постановление было предметом проверки, решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и от 20.06.2011 постановление N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. Таким образом, имеются основания для удовлетворения иска в полном размере согласно расчету Министерства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.09.2001 между Комитетом по управлению имуществом города Самары (арендодатель) и Департаментом строительства и архитектуры администрации города Самары (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 010415з, согласно которому арендодатель передал арендатору земельный участок площадью 4 602,90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе. Земельный участок предоставлен под проектирование и строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией.
Между сторонами 18.05.2005 заключено дополнительное соглашение, которым изменен срок действия договора до 27.02.2007.
С 01.07.2006 Комитет утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) с 01.07.2006 наделено полномочиями по предоставлению земельных участков в городском округе Самара для целей строительства. Соответственно в настоящее время министерство как новый представитель государства в силу закона вправе осуществлять от имени государства все действия как по заключению новых, так и по исполнению ранее заключенных договоров аренды.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4) арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком.
Между тем, ответчик вышеуказанные условия договора в части своевременной уплаты арендных платежей надлежащим образом не исполнил. Арендная плата ответчиком не вносилась.
Согласно расчету истца за период с 01.01.2012 по 30.12.2012 за ответчиком образовалась задолженность по уплате арендной платы в сумме 1 214 674,54 руб.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,3% за каждый день просрочки арендных платежей.
По расчету истца пени за период с 11.01.2012 по 30.12.2012 составили 685 515,08 руб.
Министерство 04.06.2013 направило в адрес ответчика претензию N А-14/13 о необходимости погашения задолженности по договору и пени, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, судебные инстанции дали надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела, правильно применили нормы материального и процессуального права.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок площадью 4 602,90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, предоставлен под проектирование и строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией.
Министерство просит взыскать с Департамента задолженность по арендным платежам по указанному договору аренды за период с 01.01.2012 по 30.12.2012.
При этом жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по указанному адресу введен в эксплуатацию 29.12.2012 согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU63301000-0853, выданного Главой городского округа Самара.
Соответственно начисление арендной платы после даты ввода объекта в эксплуатацию правомерно признано необоснованным.
Кроме того, при исчислении размера арендной платы истец исходил из положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для жилищного строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, с учетом постановления Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1.
Вместе с тем, судебные инстанции, с учетом установленных фактических обстоятельств, спорного периода и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что размер задолженности должен быть исчислен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в размере 5% кадастровой стоимости земельного участка в год согласно пункту 15 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006).
Данными нормативными актами предусмотрено, что при определенных условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливается минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок предоставлялся ответчику для завершения строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией. Данный факт подтверждается постановлением Главы города Самары от 18.06.2001, сторонами не оспаривается.
В связи с тем, что по истечении трех лет объект в эксплуатацию не сдан, размер арендной платы в спорном периоде не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, с кадастровым номером 63:01:080501:0580 составляет 23 862 630,3 руб. (5 184,26 * 4 602,90).
Следовательно, размер арендной платы за использование земельного участка в год составляет 1 193 131,52 руб. (23 862 630,35 руб. * 5%.), соответственно в месяц размер арендной платы составляет 99 427,63 руб. (1 193 131,52 руб.: 12 мес).
Судебными инстанциями задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 29.12.2012 правильно определена в размере 1 189 924,13 руб. (99 427,63 руб. х 11 мес. + 96 220,34 (за 29 дней декабря).
Расчет арендной платы, определенный истцом на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 за период с 01.01.2012 по 30.12.2012 в сумме 1 214 674 руб. 59 коп., признан не подлежащим применению, так как не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания арендной платы за период с 01.01.2012 по 29.12.2012 в сумме 1 189 924 руб. 13 коп., поскольку они приняты при правильном применении норм материального права.
Исходя из установленного судом размера задолженности по арендной плате и согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойка за каждый день просрочки платежа из расчета 0,3% от просроченной суммы за период с 11.01.2012 по 30.12.2012 согласно пункту 7.3 договора составляет 685 515,08 руб.
Вместе с тем, ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующих разъяснений, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", судебные инстанции установив, что в данном случае размер пени в сумме 685 515,08 руб. явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, правомерно и снизили размер неустойки до суммы 99 487,50 руб.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда самарской области от 09.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А55-17997/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из установленного судом размера задолженности по арендной плате и согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойка за каждый день просрочки платежа из расчета 0,3% от просроченной суммы за период с 11.01.2012 по 30.12.2012 согласно пункту 7.3 договора составляет 685 515,08 руб.
Вместе с тем, ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующих разъяснений, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", судебные инстанции установив, что в данном случае размер пени в сумме 685 515,08 руб. явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, правомерно и снизили размер неустойки до суммы 99 487,50 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2014 г. N Ф06-5848/13 по делу N А55-17997/2013