Структурное подразделение городской администрации является органом местного самоуправления в сфере социальной защиты. Поясните, пожалуйста, возникают ли объекты обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц в следующих ситуациях:
1. В соответствии с Программой адресной защиты, утвержденной главой города, оказана материальная помощь (в денежной или натуральной форме) малообеспеченным категориям граждан. Помощь оказывается за счет средств местного бюджета и за счет благотворительных взносов организаций.
2. В соответствии с постановлением главы города выплачена денежная премия победителю конкурса "Отец года" (200 руб.); вручены подарки родителям новорожденных на сумму, превышающую 2000 руб.
3. Выданы путевки в оздоровительные лагеря детям из малообеспеченных семей, приобретенные за счет средств местного или областного бюджета.
1. В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, являются объектом налогообложения.
Согласно ст.238 НК РФ не облагаются единым социальным налогом выплаты в виде материальной помощи, оказанной в связи с чрезвычайными ситуациями (подп.3 п.1 ст.238 НК РФ), а также суммы материальной помощи в пределах 2000 руб. за налоговый период, оказанной работодателями (бюджетными организациями) своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию (п.2 ст.238 НК РФ). Поскольку в рассматриваемых случаях материальная помощь оказана вне связи с чрезвычайными ситуациями и получатели материальной помощи не являются работниками или приравненными к ним лицами по отношению к организации, оказывающей эту помощь, данные суммы от единого социального налога не освобождаются. Положения п.4 ст.236 НК РФ, согласно которым суммы, выплаченные за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, не являются объектом налогообложения, в данном случае не применимы.
Таким образом, согласно Налоговому кодексу суммы материальной помощи, оказанной малообеспеченным гражданам, а также денежные суммы, врученные в виде призов для победителей конкурсов, проводимых органами местного самоуправления, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что в редакцию приходят многочисленные вопросы от благотворительных и иных организаций, касающиеся обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу социально незащищенных граждан, ветеранов ВОВ, лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, и др.
Действительно, возникает парадоксальная ситуация, когда значительная часть средств (в том числе и бюджетных), предназначенных для оказания благотворительной адресной помощи, изымается в бюджет в виде единого социального налога. Так, для того чтобы благотворительная выплата в пользу физического лица составила 1000 руб., организация должна выделить 1356 руб. (1000 руб. - сумма выплаты; 356 руб. (1000 руб. х 35,6%) - единый социальный налог). Или, наоборот, имея 1000 руб., организация может оказать материальную помощь в сумме, не превышающей 737 руб. (737 руб. + (737 руб. х 35,6%) = 999,37 руб.). Следовательно, в бюджет уходит более 26% средств, направленных на благотворительность.
Очевидно, что это значительно снижает эффективность благотворительных программ. Более того, такое отношение российского законодательства к благотворительности совершенно не приемлемо с точки зрения различных международных организаций и фондов, которые открыто возражают против такого "использования" части средств, выделяемых ими для оказания адресной помощи определенным категориям российских граждан.
О необходимости скорейшего разрешения данной проблемы на законодательном уровне неоднократно говорили и представители официальных органов. В частности, Минфин России совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами еще в мае 2001 г. разработал и представил в Правительство РФ законопроект по внесению изменений и дополнений в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)", в котором предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско-правовыми, авторскими и лицензионными договорами.
Однако действующая на настоящий момент редакция Налогового кодекса не позволяет освобождать от налогообложения благотворительные выплаты.
Что касается подарков для родителей новорожденных и путевок, приобретенных для детей, то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.4 ст.237 НК РФ в случае оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров, работ, услуг или прав (в том числе при приобретении путевок, подарков) работник получает материальную выгоду, которая должна быть учтена в составе налоговой базы (то есть подлежит налогообложению). Однако в рассматриваемом случае речь идет о лицах, которые не связаны с организацией, оплатившей путевки или подарки (в натуральной форме), ни трудовыми, ни приравненными к ним отношениями. Исходя из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод, что стоимость путевок и подарков не должна облагаться единым социальным налогом.
2. Перечень выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен ст.217 НК РФ.
Не включаются в налоговую базу выплаты в виде материальной помощи, оказанной в связи с чрезвычайными ситуациями, а также оказанной налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной помощи (в денежной и натуральной формах) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами власти (п.8 ст.217 НК РФ). Таким образом, на наш взгляд, не облагаются налогом суммы материальной помощи, оказанной в рамках Программы адресной защиты, вне зависимости от ее размеров.
Согласно п.28 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2000 руб. за налоговый период, полученные в виде подарков от организаций и индивидуальных предпринимателей, не подлежащих обложению налогом на наследование и дарение. Следовательно, не удерживается налог на доходы физических лиц со стоимости подарков, врученных родителям новорожденных, если она не превышает 2000 руб. Если стоимость подарка превысила 2000 руб., то сумма превышения подлежит налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
Не облагаются налогом не превышающие 2000 руб. за налоговый период призы в денежной и натуральной форме, полученные на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления (п.28 ст.217 НК РФ). Таким образом, при рассмотрении вопроса необходимо учитывать, кем именно принято решение (постановление) о проведении того или иного конкурса.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под представительными органами местного самоуправления понимаются выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. При этом представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (п.1 ст.15 Закона N 154-ФЗ).
В частности, Уставом г. Серпухова (принят решением Серпуховской городской Думы от 13 ноября 1996 г. N 11/3) предусматривается формирование на территории г. Серпухова Совета депутатов, являющегося выборным представительным органом городского самоуправления, состоящего из 17 депутатов и главы города (п.17 Устава). Решения, заявления и обращения Совета подписываются главой города (ст.22 Устава).
Статьей 26 Устава г. Серпухова определено, что глава города является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города. Глава города является одновременно главой администрации города - исполнительно-распорядительного органа самоуправления города и возглавляет администрацию города. Глава города входит в состав Совета с правом решающего голоса, председательствует на заседаниях Совета, подписывает решения Совета. Согласно ст.29 Устава по вопросам своей компетенции глава города издает постановления и распоряжения.
Из вышесказанного следует, что постановление главы г. Серпухова не может рассматриваться в качестве решения представительного органа местного самоуправления (Совета депутатов). Таким образом, призы, врученные победителям конкурсов, проводимых на основании постановлений главы г. Серпухова, на наш взгляд, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
В соответствии с п.9 ст.217 НК РФ от налогообложения освобождаются суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших 16-летнего возраста, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения при условии, что выплаты этих сумм производятся за счет средств:
- работодателей, оставшихся после уплаты налога на доходы организаций;
- Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суммы компенсации стоимости путевок физическим лицам в иных случаях, на наш взгляд, следует рассматривать как доход, подлежащий налогообложению.
Е. Воробьева,
эксперт "БП"
1 сентября 2001 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 39, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.