г. Казань |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А65-23501/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Рамазанова С.Р., доверенность от 01.08.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-23501/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", г. Казань (ИНН 1658044658, ОГРН 1021603275209) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", (ИНН 1655065554, ОГРН 1051622218559) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 34 621 167 руб. (кадастровой стоимости)) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15" (далее - заявитель, общество, ООО "СМУ-15") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - Исполком), Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в не направлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" для его заключения по цене 2,5% от 40 048 485 руб. 30 коп. (кадастровой стоимости) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Исполком и Комитет обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - Хозрасчетный участок малой механизации, состоящий из здания ОГМ площадью 569,2 кв. м, здания гаража площадью 336,8 кв. м, здания кузницы площадью 44,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 25,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 56,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.06.2003 серии 16 АА 268277.
27.10.2011 ООО "СМУ-15" обратилось к ответчику с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке стать 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
09.06.2012 постановлением Исполнительного комитета г. Казани N 3890 земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м был предоставлен заявителю в собственность за плату.
01.11.2012 составлен Акт установления цены продажи земельного участка N 1838, в котором цена продажи испрашиваемого участка составила 8 446 267,35 руб.
Общество, полагая, что бездействие ответчика, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка.
Заявитель, полагая, что бездействие ответчика, выразившееся в не направлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решением представительного органа Муниципального образования г. Казани от 24.12.2005 N 11-5 утверждено Положение о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, предметом и целью деятельности которого является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно, по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани (пункт 2.1. Положения).
Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица (пункт 1.2. Положения).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнений условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в Федеральный закон N 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона. Пунктом 2.2. изменений, внесенных в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Изменения опубликованы в "Российской газете" от 31.07.2007 N 164 и вступили в силу с 01.11.2007.
В соответствии с пунктами 1,6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 09.06.2012 N 3890 "О предоставлении ООО "СМУ N 15" земельного участка по ул. Тэцевская, 1" участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, занимаемый зданиями и сооружениями малой механизации по ул. Тэцевская, 1 предоставлен заявителю в собственность за плату (пункт 1.1 постановления).
Согласно пункту 1.2 постановления от 09.06.2012 N 3890 Комитету поручено в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в ООО "СМУ N 15".
Доказательств направления Комитетом проекта договора купли-продажи в адрес заявителя суду не представлено.
Согласно акту установления цены продажи земельного участка от 01.11.2012 N 1838 цена продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составила 8 446 267,35 руб. с учетом 17- кратного коэффициента величины земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности с численностью менее 3 миллионов человек.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным основанием возникновения у собственника недвижимого имущества права на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Указанная правовая позиция суда изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 по делу N А82-251/2008-14.
03.10.2012 прекратило действие постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений" в связи с принятием постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". В соответствии с указанным постановлением собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, в случаях, если: в период со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в отношении указанных земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; указанные земельные участки образованы из земельных участков, в отношении которых осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года.
Суды предыдущих инстанций, принимая во внимание, что спорный земельный участок является ранее выбывшим из государственной собственности имуществом в результате приватизации открытого акционерного общества "Пятый трест" (на основании Плана приватизации, утвержденного Постановлением от 01.10.1993 N 97 Госкомитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, договора купли-продажи пакета акций от 30.11.1994 N 486 и свидетельства о праве собственности, зарегистрированного Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 06.10.1995 N 637), учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность общество обратилось 27.10.2011 (до 01.07.2012), правомерно пришли к выводу, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположены здания и сооружения малой механизации, принадлежащие ему на праве собственности, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Отклоняя довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи, суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что этот довод противоречит положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Нарушение ответчиком срока принятия решения в месячный срок с момента подачи заявления обществом, в последующем нарушение срока составления, направления Комитетом договора купли-продажи земельного участка привело к изменениям в законодательстве размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишение общества на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012.
В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по делу N А65-23501/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды предыдущих инстанций, принимая во внимание, что спорный земельный участок является ранее выбывшим из государственной собственности имуществом в результате приватизации открытого акционерного общества "Пятый трест" (на основании Плана приватизации, утвержденного Постановлением от 01.10.1993 N 97 Госкомитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, договора купли-продажи пакета акций от 30.11.1994 N 486 и свидетельства о праве собственности, зарегистрированного Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 06.10.1995 N 637), учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность общество обратилось 27.10.2011 (до 01.07.2012), правомерно пришли к выводу, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположены здания и сооружения малой механизации, принадлежащие ему на праве собственности, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Отклоняя довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи, суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что этот довод противоречит положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Нарушение ответчиком срока принятия решения в месячный срок с момента подачи заявления обществом, в последующем нарушение срока составления, направления Комитетом договора купли-продажи земельного участка привело к изменениям в законодательстве размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишение общества на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2014 г. N Ф06-6505/13 по делу N А65-23501/2013