г. Казань |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А65-21960/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Гилязетдиновой А.Х., по доверенности от 31.07.2013 ; 2.8-2-42/28,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-21960/2013
по заявлению Товарищества собственников жилья "Коломенская 3", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Коломенская 3" от 19.08.2013, об обязании произвести государственную регистрацию изменений вносимых в учредительные документы заявителя, утвержденные протоколом от 31.07.2013 N 38 общего собрания членов ТСЖ "Коломенская 3",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Коломенская 3" (далее - СТЖ "Коломенская 3", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Коломенская 3" от 19.08.2013, об обязании произвести государственную регистрацию изменений вносимых в учредительные документы заявителя, утвержденные протоколом от 31.07.2013 N 38 общего собрания членов ТСЖ "Коломенская 3".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, товарищество обратилось в налоговый орган с заявлением от 07.08.2013 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001), с приложением: протокола от 31.07.2013 N 38 общего собрания членов ТСЖ "Коломенская 3"; Устава ТСЖ "Коломенская 3" в 2-экземлярах; квитанции от 01.08.2013 N 126 об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в Устав товарищества.
Налоговый орган 19.08.2013 отказал товариществу в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 статьи 23 Федерального Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", при этом указав, что приложение заявителем листа "А" (Сведения о наименовании) и листа "Б" (Сведения об адресе (месте нахождения)), является неправомерным, поскольку соответствующих изменений в сведения о наименовании и адресе места нахождения юридического лица не вносилось, соответственно, оснований для приложения данных листов, по мнению регистрирующего органа, не имелось.
Полагая, что данный отказ противоречит закону и нарушает его права, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в ЕГРЮЛ о смене местонахождения общества, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (пункт 1 статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ для регистрирующего органа предусмотрен запрет требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Законом.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица, управляющего или управляющей организации, наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются, порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии пунктом 1.1 Регламента организации работ налоговых органов, утвержденного Приказом ФНС России от 03.11.2006 N САЭ-3-09/765@ (в редакции от 17.04.2009) регистрирующий (налоговый) орган при поступлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся ЕГРЮЛ, (далее - документ о предстоящих изменениях) направляет в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее сведения о юридическом лице, в отношении которого представлен документ о предстоящих изменениях (далее - сообщение о предстоящих изменениях).
Согласно указанному регламенту на сайте ФНС России в разделе "Сведения о юридическом лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации" были размещены сведения о том, что ТСЖ "Коломенская 3" ОГРН 1091690025173 12.08.2013 в налоговый орган представило почтовым отправлением заявление о регистрации по форме Р13001 с видом изменений: "вносимые в учредительные документы.
Листы "А" и "Б" заявления содержат сведения о наименовании и адресе юридического лица, и заполняются при изменении последних, при этом соответствующие изменения в сведения о наименовании и адресе места нахождения юридического лица фактически не происходили.
Ошибочное заполнение заявителем листов "А" и "Б" заявления установленной формы, не означает его недостоверность, поскольку остальные листы заявления заполнены надлежащим образом и все необходимые сведения в них отражены правильно.
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утверждены приказом Министерства Финансов РФ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующих орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Данный приказ не содержит сведений о том, какие листы подлежат заполнению при подаче заявления о государственной регистрации по форме Р13001, а какие нет, не содержит ссылок о том, что такие листы заполняются исключительно в случаях внесения изменений в сведения о наименовании и местонахождении юридического лица.
В данном случае заявитель, заполняя заявление по установленной форме, не допустил нарушений, а следовательно, не допустил и представления недостоверных документов.
Следовательно, ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа государственной регистрации заявителю на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона " 129-ФЗ, то есть в связи с непредставлением определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нарушение (приложение листов "А" и "Б") не препятствовали налоговому органу внести соответствующие изменения в учредительные документы общества и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Федерального закона " 129-ФЗ.
Обоснованно отклонен судами довод налогового органа о том, что в случае принятия решения о регистрации была бы внесена ошибочная запись о том, что у ТСЖ "Коломенская 3" произошло изменение наименования и адреса места нахождения юридического лица, поскольку данные доводы связаны с техническими вопросами программного характера внесения сведений в реестр регистрирующим органом, что не должно отражаться на возможностях реализации своих прав и законных интересов заявителей при регистрации.
Таким образом, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно удовлетворили заявление ТСЖ "Коломенская 3".
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А65-21960/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются, порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
...
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утверждены приказом Министерства Финансов РФ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующих орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2014 г. N Ф06-7896/13 по делу N А65-21960/2013