г. Казань |
|
25 июля 2014 г. |
Дело N А65-21602/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мельникова Е.А. (доверенность от 16.06.2014), Марцынюк Р.Н. (доверенность от 06.03.2012),
в отсутствие:
ответчика и третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальные сети Верхнеуслонского района"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-21602/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (ИНН 1615005862, ОГРН 1061673000058), г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, об оспаривании решения, предписания и постановления по делу об административном правонарушении, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом", Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (далее - ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконными решения антимонопольного органа от 20.06.2013 и предписания от 20.06.2013 по делу N 05-17/2013. Делу присвоен номер N А65-21602/2013.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления антимонопольного органа от 05.09.2013 N А05-836/13. Делу присвоен номер N А65-21693/2013.
Арбитражный суд Республики Татарстан определением от 13.11.2013, руководствуясь указаниями, содержащимися в пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", объединил указанные заявления для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением номера арбитражному делу N А65-21602/2013.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом" (далее - ООО "УО "Управдом"), Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Управление в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО "УО "Управдом" на действия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", выразившиеся в нарушении порядка расчетов платы за тепловую энергию.
Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управлением было возбуждено дело N 05-17/2013 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 было принято решение о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что может привести к предъявлению к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию и ущемлению интересов собственников помещений, а также в части уклонения в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом".
На основании указанного решения антимонопольным органом 20.06.2013 было вынесено предписание N 05-17/2013, в соответствии с которым заявителю:
1. необходимо в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещении в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УО "Управдом" и собственников помещений, а именно:
- при начислении платы за поставленную тепловую энергию рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и утвержденных уполномоченными органами.
2. О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 1 предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего предписания, представив в Управление заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих соблюдение порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжение (соответствующие расчеты, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.).
3. необходимо в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части уклонения от принятия и допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", а именно:
- осуществить прием и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
4. О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 3 предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего предписания, представив в Управление перечень многоквартирных жилых домов, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", с указанием наличия/отсутствия установленного прибора учета тепловой энергии в каждом доме, факта допуска в эксплуатацию прибора учета и принятия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" показаний каждого прибора учета тепловой энергии, факта установки обществом прибора учета тепловой энергии самостоятельно, в случае, если в вышеуказанных многоквартирных жилых домах отсутствовал установленный прибор учета тепловой энергии, с приложением подтверждающих документов (актов осмотра приборов учета, актов допуска в эксплуатацию и т.д.)
Помимо этого, установленный факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 26.08.2013 N А05-836/2013 и вынесения постановления о наложении штрафа от 05.09.2013 по делу N А05-836/2013, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 461 799,59 руб.
Заявитель, не согласившись с решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, оспорил их в судебном порядке.
Суды предыдущих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не учло требований Правил установления нормативов, касающихся необходимости утверждения нормативов уполномоченным органом и невозможности их утверждения самим обществом, и рассчитало нормативный объем тепловой энергии самостоятельно, на основании которого осуществило расчет платы за тепловую энергию.
Таким образом, учитывая, что нормативы потребления коммунальных услуг, должны быть утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", выразившиеся в установлении нормативного количества тепловой энергии расчетным путем (самостоятельно), приводят к нарушению порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле:
Pi = Si x Nт x Tт,
где:
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Nт - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Tт- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель в кассационной жалобе указывает, что ни антимонопольный орган, ни судебные инстанции не дали оценку правоотношениям между ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" и ООО "УО "Управдом" в период с сентября 2012 по 2013 год.
Так, в соответствии с представленным ООО "УО "Управдом" в материалы дела (том 3 л.д. 96) письмом от 14.09.2012 N 276, данная организация с 20.09.2012 в одностороннем порядке расторгла с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" договор от 01.04.2011 N 37 на поставку тепловой энергии для теплоснабжения многоквартирных жилых домов.
Отсутствие между сторонами договорных отношений с 20.09.2012 поддерживается ООО "УО "Управдом" по настоящее время, платежи в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" за поставленную тепловую энергию для многоквартирных домов данной организацией не производятся.
Таким образом, к правоотношениям сторон в период с 20.09.2012 не может применяться система расчетов, установленная Правилами установления нормативов, так как с указанного периода, согласно позиции ООО "УО "Управдом" поставка тепловой энергии по договору от 01.04.2011 N 37 не осуществляется.
Следовательно, в соответствии с позицией ООО "УО "Управдом", в период с сентября 2012 года ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не могло допустить нарушения антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием договорных отношений с данной организацией.
При этом заявитель ссылается на неоднократные письменные обращения в адрес органа, уполномоченного на установление нормативов потребления тепловой энергии, а именно - Исполкома, о необходимости установить нормативы потребления тепловой энергии, в связи с введением новых домов и изменением коэффициента теплоэффективности многоквартирного жилого сектора (письма от 28.09.2012, от 14.12.2012, от 06.08.2013).
С момента окончания срока действия нормативов, установленных решением Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ от 28.11.2006 N 10-12 на период с 2007 по 2011 год, в 2012 году отсутствовал норматив потребления тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом - Исполкомом.
Общество также ссылается на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012 в соответствии с которым, с ООО "УО "Управдом" в пользу заявителя была взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по договору от 01.04.2011 N 37.
Законность данного решения была проверена судами апелляционной и кассационной инстанций и оставлена без изменения.
Заявитель считает, что антимонопольный орган выборочно, отдельно от основного контекста, применяют положения нормативного документа, а именно пункт 7.1 раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N ВК-4936.
В соответствии с пунктом 7.1 рассматриваемых Правил, заявитель не имел право принимать приборы учета в эксплуатацию, так как необходимые документы ООО "УО "Управдом" не представлены.
Коллегия, изучив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам.
При вынесении судебных актов судами не дана оценка доводам заявителя и не указаны мотивы, по которым вышеуказанные доводы не приняты во внимание.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012 установлена обоснованность начислений по оплате тепловой энергии, поставленной ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" потребителю ООО "УО "Управдом" за период 2011-2012 годов. Разногласий по объему не установлено.
При вынесении судебных актов данному решению оценка не дана.
Также судами не дана оценка отсутствию договорных отношений между заявителем и ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 и на отсутствие платежей в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
Судами не приняты во внимание доводы об отсутствии нормативов потребления тепловой энергии, утвержденные уполномоченным органом - Исполкомом в 2012 году.
Судебными инстанциями оставлены без внимания доводы заявителя о том, что со стороны ООО "УО "Управдом", предусмотренные законом процедуры и документы необходимые для принятия приборов учета в эксплуатацию, не производились, в связи с чем отсутствуют виновные действия со стороны заявителя.
В части расчета штрафа доводы заявителя также оставлены без внимания.
Исходя из вышеизложенного, оценив доводы кассационной жалобы, коллегия считает необходимым дело направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку доводам заявителя, и с учетом установленных обстоятельств вынести решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А65-21602/2013 отменить, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
...
Tт- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
...
Общество также ссылается на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012 в соответствии с которым, с ООО "УО "Управдом" в пользу заявителя была взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по договору от 01.04.2011 N 37."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2014 г. N Ф06-12824/13 по делу N А65-21602/2013