г. Казань |
|
29 июля 2014 г. |
Дело N А06-8236/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 (судья Винник Ю.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-8236/2013
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева", г. Астрахань, к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, о признании решения от 06.08.2013 N 392 недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева" (далее - МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева", учреждение, заявитель) с заявлением к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, орган контроля, ответчик, ГУ - АРО ФСС РФ) о признании решения от 06.08.2013 N 392 незаконным (недействительным) в части пункта 1 по привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125), за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов за 2010 - 2012 годы, пункта 2 по перечислению дополнительно начисленных страховых взносов в сумме 522,89 руб., пени в сумме 172,63 руб., штрафа в сумме 104,58 руб.
Представителем заявителя в суде первой инстанции было заявлено ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об уменьшении исковых требований в части доначисления страховых взносов в сумме 500 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 оставлено без изменения.
Фонд, не согласившись с решением первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым требования МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева" оставить без удовлетворения в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 06.05.2013 N 05/2-485 проведена документальная выездная проверка МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева", по результатам рассмотрения которой ГУ - АРО ФСС РФ принято решение от 06.08.2013 N 392 о привлечении МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 104,58 руб., предложено перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 522,89 руб., начислены пени в размере 172,63 руб.
В ходе проверки выявлено, что МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева" не исчислило страховые взносы с вознаграждений физическим лицам за счет полученных грантов в 2010 - 2011 гг. педагогическим работникам Кургановой Н.Е., Столяровой С.С., Сапрыкиной Ю.В., Комаровой С.Г., Разуваевой Н.В., Макарычевой Н.В. в сумме 25 000 руб., не исчислило страховые взносы на единовременные пособия молодым специалистам в 2010 - 2012 гг. Джумаевой Л.А., Тюменевой Д.У., Сангаджиевой Н.Р., Косян Д.А. в сумме 25 000 рублей.
Не согласившись с решением Фонда в части, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правомерно указали суды, в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Судами установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Кроме того, судами правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Судами установлено, что выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения произведены на основании приказа Комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани и приказа Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани от 21.09.2012 N 08-07-433.
В соответствии с постановлением мэра города Астрахани от 04.08.2009 N 2978-м "О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани" и на основании пункта 2 приказа от 17.09.2010 N 01-07-590 Комитета по образованию и науке администрации города Астрахани и пункта 2 приказа от 21.09.2012 N 08-01433 Управления по образованию и науке администрации города Астрахани выплаты по социальной поддержке молодым специалистам производятся бухгалтерией комитета (управления) по образованию и науке администрации г. Астрахани.
Таким образом, как правильно указали суды, спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
С учетом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы Фонда необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А06-8236/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 июля 2014 г. N Ф06-12960/13 по делу N А06-8236/2013