г. Казань |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А55-24432/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-24432/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: ФГБУ "Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Самарской области", г. Самара о признании недействительными отказов в государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительными отказов от 06.09.2013 N 01/049/2013-595; N 01/049/2013-596; N 01/049/2013-597 в государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости: административное здание с производственными помещениями (литера А, А1, А2, АЗ, а), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, 45; склад-ангар (литера С), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, 45; склад (литера Е), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, село Преображенка, обязании осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на указанные объекты.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Самарской области" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Территориальное управление вправе осуществлять мероприятия по вовлечению имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в хозяйственный оборот исключительно на основании соответствующего поручения центрального аппарата Росимущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 24.07.2013 о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества - административное здание с производственными помещениями (литера А, А1, А2, АЗ, а), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, 45; склад-ангар (литера С), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Балаковская, 45; склад (литера Е), расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, село Преображенка.
В качестве документа, подтверждающего право оперативного управления на указанное имущество, Учреждение на государственную регистрацию представило распоряжение Территориального управления от 02.02.2012 N 32-р "О прекращений права оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области на объекты недвижимого имущества и их последующем закреплении на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Самарской области" с изменениями от 22.03.2012 N 152-р, от 04.12.2012 N 929-р, от 21.05.2013 N 355-р, а также акты приёма-передачи от 04.12.2012 N 2, 5, 6.
Сообщением от 06.09.2013 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в связи с тем, что Территориальное управление имеет право осуществлять мероприятия по вовлечению имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в хозяйственный оборот исключительно на основании соответствующего поручения центрального аппарата Росимущества, которого в свою очередь представлено не было.
Полагая, что отказы Управления Росреестра в государственной регистрации являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя как собственника, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 3 статьи 16 Законом о регистрации, пунктами 4, 9.3, 9.9 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пунктами 4.1, 4.10 раздела II Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, пунктом 1.4 регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.08.2010 N 219, пришли к правильному выводу о том, что Территориальное управление является уполномоченным органом по распоряжению недвижимым имуществом.
При этом судами установлено, что Учреждение представило на государственную регистрацию все необходимы документы, и у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления.
Доводы Управления Росреестра в кассационной жалобе об отсутствии у Территориального управления полномочий по распоряжению имуществом без соответствующего поручения центрального аппарата Росимущества, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4.1 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.10 указанного Положения, Территориальное управление осуществляет полномочия по закреплению в установленном порядке находящегося в федеральной собственности имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А55-24432/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 3 статьи 16 Законом о регистрации, пунктами 4, 9.3, 9.9 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пунктами 4.1, 4.10 раздела II Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, пунктом 1.4 регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.08.2010 N 219, пришли к правильному выводу о том, что Территориальное управление является уполномоченным органом по распоряжению недвижимым имуществом.
...
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2014 г. N Ф06-13234/13 по делу N А55-24432/2013