г. Казань |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А55-28028/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Кириенко Е.В. (по доверенности от 25.11.2013 N 02-269/6419),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-28028/2013
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо: Военный комиссариат Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа от 15.11.2013 N 08/718/2013-062 в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - объединенный военный комиссариат, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 77, и о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - объединенный военный комиссариат площадью 1713 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 77.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, отказ Управления Росреестра по Самарской области от 15.11.2013 N 08/718/2013-062 в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - объединенный военный комиссариат, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 77, признан незаконным. На ответчика возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - объединенный военный комиссариат площадью 1713 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 77.
Не согласившись с судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества - объединенный военный комиссариат площадью 1713 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 77.
При этом на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 29.11.2012, постановление администрации г. Сызрани от 29.12.2001 N 2123, распоряжение администрации городского округа Сызрань от 31.12.2003 N 1962-р "О регистрации акта приемки законченного строительством объекта", договор на долевое участие в строительстве объекта от 21.01.2002, соглашение к данному договору от 25.12.2003, постановление администрации г. Сызрани Самарской области от 18.09.2001 N 1552 "О передаче функций заказчика на строительство здания военного комиссариата по ул. Ульяновской в г. Сызрани", кадастровый паспорт помещения, из которых следует, что здание, в котором расположены спорные помещения, построено в 2003 году, используется под размещение военного комиссариата, включено в реестр муниципальной собственности городского округа Сызрань Самарской области.
Сообщением от 15.11.2013 N 08/718/2013-062 ответчик в совершении вышеназванных регистрационных действий отказал по мотиву непредставления на государственную регистрацию документа, подтверждающего право застройщика на земельный участок на момент начала строительства, а также разрешения на строительство.
Администрация, полагая отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела по правилам статьи 71 АПК РФ, и установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона о регистрации, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что спорный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой, поскольку заявителем не представлено на регистрацию разрешение на строительство и документ, подтверждающий право на земельный участок, был отклонен судами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относятся разрешение на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Между тем, поскольку строительство спорного объекта недвижимого имущества осуществлялось в период с 1998 года по 2003 год, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ к правоотношениям по созданию данного объекта не применимы.
В период строительства действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 62 которого также предусматривалось получение разрешения на строительство.
В соответствии со статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", действовавших в период строительства, предусмотрено, что полномочия по предоставлению земельных участков под строительство осуществляются местными администрациями.
В соответствии с постановлением администрации г. Сызрани Самарской области от 18.09.2001 N 1552 (в редакции постановления администрации г. Сызрани Самарской области от 25.10.2002 N 587) функции заказчика на строительство здания в г. Сызрани по ул. Ульяновской возложены на Комитет по строительству и архитектуре и разрешено строительство данного объекта.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 25.12.2003, строительство производилось в соответствии с разрешением N 144, выданным инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора от 18.09.2001. Подрядчиком выполнения строительных работ выступало общество с ограниченной ответственностью "Стройпластик".
Распоряжением администрации г. Сызрани Самарской области от 31.12.2003 N 1962-р утвержден акт приемки законченного строительством объекта - здание военного комиссариата по ул. Ульяновской, д. 77.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявленный на государственную регистрацию объект прошел учетную регистрацию как законченный строительством и принятый в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет.
Из судебных актов по делу N А55-9028/2013 усматривается, что спорный объект в момента введения его в эксплуатацию находится во владении заявителя, на помещения 4 и 5 этажа зарегистрировано право собственности иных юридических лиц.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку администрацией на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьями 17, 25 Закона о регистрации.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2014 по делу N А55-20368/2013, от 09.07.2014 по делу N А55-20366/2013.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А55-28028/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период строительства действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 62 которого также предусматривалось получение разрешения на строительство.
В соответствии со статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", действовавших в период строительства, предусмотрено, что полномочия по предоставлению земельных участков под строительство осуществляются местными администрациями.
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2014 по делу N А55-20368/2013, от 09.07.2014 по делу N А55-20366/2013."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2014 г. N Ф06-13279/13 по делу N А55-28028/2013