Письмо Управления МНС по г. Москве от 14 мая 2001 г. N 04-11/20953
Вопрос: Центр реабилитации и занятости инвалидов для улучшения труда инвалидов содержит бесплатную столовую за счет фонда потребления, образованного из чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, после уплаты налогов.
Может ли Центр реабилитации инвалидов, согласно ст.237 части второй НК РФ, не начислять единый социальный налог на стоимость бесплатных обедов и дотацию на транспорт, производимые за счет чистой прибыли (фонда потребления) не превышающей 1000 руб. в месяц?
Ответ:
1. В соответствии с п.1 ст.237 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) (далее - Кодекс) при определении налоговой базы для исчисления единого социального налога учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Статьей 238 Кодекса (пп.2 п.1) предусмотрено, что единым социальным налогом не должны облагаться только те виды компенсационных выплат, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ст.237 Кодекса материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника, должна включаться в налоговую базу для расчета единого социального налога. При этом материальная выгода, получаемая работником за счет работодателя, должна учитываться как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст.40 Кодекса, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. В стоимость товаров (работ, услуг) должна включаться соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов. Следует учесть, что материальная выгода не имеет источника выплаты, в связи с чем на нее не распространяется действие положения п.4 ст.236 Кодекса, касающегося выплат, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Оплата организацией-работодателем стоимости питания сотрудников, занятых на производстве с обычными условиями труда, законодательством не предусмотрена. Следовательно, получение сотрудниками бесплатных обедов за счет организации следует, на основании ст.237 Кодекса, считать материальной выгодой, получаемой работником за счет работодателя, на которую должен начисляться единый социальный налог вне зависимости от источника оплаты стоимости питания.
Бесплатные обеды сотрудникам не являются выплатой в их пользу в натуральной форме, производимой сельскохозяйственной продукцией, так как продовольственные товары, из которых готовятся обеды сотрудникам, не относятся к номенклатуре сельскохозяйственной продукции, определяемой в соответствии с разделами 970 000 и 980 000 Общесоюзного классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301. Таким образом, на стоимость таких обедов не распространяется льгота в 1000 руб. на одного работника за календарный месяц, предусмотренная п.1 ст.236 Кодекса.
В то же время согласно п.1 ст.239 Кодекса "Налоговые льготы" от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Исходя из указанной статьи Кодекса, материальная выгода в сумме, эквивалентной стоимости обедов, получаемая работниками-инвалидами в пределах 100 000 руб. в год на каждого работника, не должна облагаться единым социальным налогом.
2. Согласно Федеральному закону от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24.07.98, 04.01.99, 17.07.99, 27.05.2000) инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Компенсационные выплаты (дотации) работникам, не являющимся инвалидами, за проезд транспортом общего пользования законодательными актами различных уровней не предусмотрены.
При служебных разъездах в течение одного рабочего дня стоимость проезда в оба конца на общественном транспорте должна компенсироваться организацией, направившей работника для исполнения им служебных обязанностей. При этом компенсация может осуществляться на основе:
- заявления работника о выплате транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ направившей организации с приложением проездных билетов;
- маршрутного листа (при отсутствии проездных билетов, но известной стоимости проезда), заверенного подписями и печатями организаций посещения и подлежащего утверждению распорядителем кредитов направившей организации.
При указанных формах компенсации документально подтвержденные затраты по оплате проезда сотрудников относятся на производственные расходы организации и не облагаются единым социальным налогом.
Если выплаты денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях не подтверждаются проездными документами (маршрутными листами) или компенсируется оплата проезда, не связанного со служебной необходимостью, то такие компенсации (дотации), согласно п.1 ст.236 Кодекса, как выплаты в пользу работников по всем основаниям, признаются объектом налогообложения единым социальным налогом. На основании п.4 ст.236 Кодекса рассматриваемые компенсации (дотации) могут не облагаться единым социальным налогом, если будут производиться за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы (прибыль) организации.
При этом следует учесть, что применение п.4 ст.236 Кодекса должно осуществляться в соответствии с "Изменениями и дополнениями в методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденными приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138.
Заместитель руководителя Управления, |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 14 мая 2001 г. N 04-11/20953
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 16, 2001 г.