г. Казань |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А57-16246/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Вождаевой Е.В. (доверенность от 20.01.2014),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.03.2014 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 (председательствующий судья Пригарова Н.Н., судьи Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.) по делу N А57-16246/2013
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, г. Саратов, к Министерству внутренних дел Российской Федерации в лице Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов, о взыскании 155 257 руб. 52 коп. ущерба, с привлечением в качестве третьего лица Бабушкина Александра Евгеньевича, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД) за счёт казны Российской Федерации 155 257 руб. 52 коп. имущественного ущерба, с привлечением в качестве третьего лица Бабушкина Александра Евгеньевича.
Исковое заявление мотивировано причинением ущерба в связи с осуществлением управлением выплат третьему лицу на основании недостоверных документов, представленных МВД.
МВД в лице Главного Управления МВД по Саратовской области в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку финансирование мер социальной поддержки производится за счёт средств федерального бюджета, выплаты третьему лицу произведены за счёт средств федерального бюджета, денежные средства управления не входят в состав средств бюджета, основания для возврата выплаченных сумм отсутствуют, должник и кредитор (федеральный бюджет) совпадают в одном лице.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.03.2014 с Российской Федерации в лице МВД за счёт средств казны Российской Федерации в пользу управления взыскано 155 257 руб. 52 коп. убытков, в иске к Главному управлению МВД по Саратовской области отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: выплаты управлением третьему лицу произведены на основании документа, выданного МВД, представленное третьим лицом управлению удостоверение соответствует требованиям закона, удостоверение третьему лицу выдано неправомерно, выплаченные управлением средства подлежат возмещению, ущерб причинён в результате незаконный действий госоргана, вред подлежит возмещению публично-правовым образованием в лице главного распорядителя средств.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 решение суда первой инстанции от 27.03.2014 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, МВД обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы МВД ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов. По мнению МВД, судебными инстанциями не учтено следующее: финансирование мер социальной поддержки происходит за счёт средств федерального бюджета, выплаты третьему лицу произведены за счёт средств федерального бюджета, отсутствуют основания для возврата управлению бюджетных средств, должник и кредитор совпадают в одном лице, осуществляется защита имущественных интересов казны (бюджета) Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку выплаты управлением производились на основании неправомерно выданного МВД удостоверения, неправомерность выдачи удостоверения МВД не оспаривается, требования правомерно удовлетворены с Российской Федерации в лице МВД за счёт средств казны.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей управления и третьего лица, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель МВД поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Поддержала довод о совпадении в одном лице должника и кредитора, поскольку с обеих сторон участвует федеральный бюджет.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы МВД, отзыва управления на кассационную жалобу, заслушав представителя МВД, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Главным управлением внутренних дел по Саратовской области в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" третьему лицу было выдано удостоверение о том, что он является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 указанного Закона.
14.07.2005 третье лицо обратилось в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Саратова с заявлением о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты. В подтверждение своего права третье лицо представило соответствующее установленной форме удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N 0032216, выданное 01.07.2004 Главным Управлением внутренних дел по Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, статьёй 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьёй 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", третьему лицу решением управления от 15.07.2005 назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 01.01.2005 в размере 650 руб.
С 01.08.2005 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 419 размер ЕДВ третьему лицу составил 689 руб.
В связи с обращением третьего лица в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Саратова 26.09.2005 с заявлением об отказе от набора социальных услуг, с 01.01.2006 размер ЕДВ составил 1166 руб.
В последующем, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации третьему лицу ежегодно производилось увеличение размера ЕДВ. Последняя индексация ЕДВ третьему лицу была произведена со 02.04.2013. Размер ЕДВ составил 2225 руб. 84 коп.
11.07.2013 в адрес управления поступило уведомление Главным Управлением внутренних дел по Саратовской области от 04.07.2013 N 15/8-1322, в котором было сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N 0032216, выданное 01.07.2004 третьему лицу, признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
На основании данного уведомления выплата ЕДВ третьему лицу с 01.08.2013 была прекращена.
В соответствии с расчётом управления, подтверждённым судебными инстанциями, размер излишне выплаченного ЕДВ на основании неправомерно выданного Главным Управлением внутренних дел по Саратовской области удостоверения, составил 155 257 руб. 52 коп.
Поскольку выплата ЕДВ была произведена третьему лицу на основании документа установленной законодательством формы, который впоследствии был признан неправомерно выданным, 08.08.2013 в адрес МВД и Главного управления внутренних дел по Саратовской области управлением направлены претензии с предложением погасить в течение 7 дней с даты получения претензии образовавшуюся сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты по вине органов внутренних дел.
Предъявленные претензии были оставлены без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения управления в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности управлением факта причинения убытков неправомерными действиями МВД.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 119-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005 заменяется ЕДВ.
Согласно подпунктам 4 пункта 1 и пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с пунктом 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 N 59-27.
Согласно пункту 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Как указано выше управлением, являющимся Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявления третьего лица о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 14.07.2005 и выданного Главным управлением внутренних дел по Саратовской области 01.07.2004 удостоверения серии РМ N 0032216, с 15.07.2005 была назначена ЕДВ в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
Представленное третьим лицом удостоверение соответствовало форме бланка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 для категории граждан-ветеранов боевых действий.
По результатам проведённой Главным управлением МВД по Саратовской области служебной проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий, выданное на имя третьего лица, признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности управлением наличия совокупности всех элементов, необходимых для взыскания убытков.
Взыскивая указанную сумму с Российской Федерации в лице МВД за счёт средств казны Российской Федерации, судебные инстанции правомерно исходили из того, что вред, причиненный незаконными действиями Главного управления внутренних дел по Саратовской области, подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Обоснованно отклонены судебными инстанциями доводы МВД о том, что в данном случае происходит совпадение кредитора и должника в одном лице.
Согласно пунктам 1, 2 Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, при этом денежные средства, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В результате неправомерных действий по выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, финансово-кредитному учреждению (Пенсионный фонд) причинены убытки в размере выплаченных третьему лицу денежных выплат.
В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
С учётом положений Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н.
Выводы судебных инстанций в данной части соответствуют пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, разъяснившего порядок взыскания средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования.
Доводы МВД, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку выводов судебных инстанций, иную оценку доказательств по делу, что не отнесено процессуальным законодательством к компетенции суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций по настоящему делу соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А57-16246/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
С учётом положений Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н.
Выводы судебных инстанций в данной части соответствуют пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, разъяснившего порядок взыскания средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2014 г. N Ф06-13809/13 по делу N А57-16246/2013