г. Казань |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А72-16870/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ответчика - Каплина А.Е., приказ о назначении руководителем от 30.12.2010 N 984-лс, Алкаревой К.А., по доверенности от 18.08.2014 N 03-09/3982,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2014 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Кувшинов В.Е., Захарова Е.И.)
по делу N А72-16870/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Современные экологические технологии" (ОГРН 1027300541795, ИНН 7302023790), Ульяновская область, г. Димитровград, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Современные экологические технологии" (далее - ООО "СЭТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) с требованиями о признании незаконным в полном объеме решения Управления Росприроднадзора от 28.05.2013, приказа N 642 об отказе обществу в переоформлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; об обязании Управления Росприроднадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем переоформления лицензии обществу на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 28.03.2013 в Управление Росприроднадзора поступило заявление ООО "СЭТ" N 4129 о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в котором содержится просьба переоформить лицензию N ОТ-52- 000501 (73), выданную 25.04.2008, сроком действия до 25.04.2013.
В качестве новых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, указано: "размещение отходов IV класса опасности (перечень отходов IV класса опасности, которые будут размещаться при осуществлении ООО "СЭТ" лицензируемого вида деятельности, прилагается)". В качестве работ, выполнение которых лицензиатом прекращается, указано: "размещение (захоронение) отходов IV-V класса опасности.
Управление Росприроднадзора направило обществу уведомление от 01.04.2013 N 011448 о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов, которым ООО "СЭТ" уведомлено о необходимости устранения в 30-дневный срок нарушений требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и п.6 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании): наименование и класс опасности, код отхода указываются согласно федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО).
Указанные в данном уведомлении нарушения, касались наличия в представленном заявителем вместе с заявлением на переоформление лицензии перечне отходов, среди прочих, и отходов медицинских (скальпели, шприцы или другие острые медицинские инструменты) IV класса опасности с указанием кода по ФККО-9710000001054 и медицинских отходов в виде ваты, бинтов IV класса опасности с указанием кода по ФККО-9710000001254. Однако согласно ФККО, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786, такие виды отходов в нем отсутствуют.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, в действующей редакции содержит перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно указанным каталогом отходам присваивается тринадцатизначный код, определяющий вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, где тринадцатая цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0-класс опасности не установлен, 1-I класс опасности, 2-II класс опасности, 3-III класс опасности, 4-IV класс опасности, 5-V класс опасности). В частности: медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) в действующей редакции приказа N 786 относятся к коду 9700000 00 00 0 - медицинские отходы.
Таким образом, согласно коду такого отхода класс опасности для него не установлен.
Письмом от 09.04.2013 (поступило в Управление Росприроднадзора 11.04.2013 N 4431) ООО "СЭТ" представило исправленный перечень отходов IV класса опасности, которые будут размещаться при осуществлении ООО "СЭТ" лицензируемого вида деятельности.
Приказом Управления Росприроднадзора от 27.05.2013 N 630 в отношении общества была назначена внеплановая выездная проверка с целью оценки сведений, содержащихся в представленном заявлении, лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности, а также оценки фактического состояния помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагает использовать лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности и наличия необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников.
По имеющимся в деле доказательствам, и не отрицается сторонами по делу, фактически проверка с выездом на объект ООО "СЭТ", на котором общество осуществляет лицензируемый вид деятельности, инспектором, которому было поручено проведение проверки, не проводилась.
Вместе с тем, по результатам этой проверки инспектором Управления Росприроднадзора составлен акт от 28.05.2013 N 95, в котором содержится вывод об отсутствии возможности переоформления лицензии из-за несоответствия ООО "СЭТ" лицензионным требованиям. Данный вывод был мотивирован тем, что: заявителем не были представлены документы на объект размещения отходов - полигон ТБО и кадастровый номер объекта, которые подтверждали бы его как объект размещения отходов, где общество осуществляет свою деятельность по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности; при этом представлен договор аренды земельного участка от 08.04.2013 N 00079 между ООО "СЭТ" и комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Мелекесский район", в договоре не указаны сведения о государственной регистрации полигона ТБО и кадастровый номер объекта; в приложенном к заявлению перечне отходов указаны отходы (медицинские), тогда как отношения в области обращения с такого вида отходами исключены из сферы действия Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем прекращена выдача соответствующих лицензий.
На основании акта проверки административным органом принято оспариваемое решение об отказе в переоформлении лицензии ООО "СЭТ" (приказ от 28.05.2013 N 642).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ, действующей с 25.06.2012) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Ранее законодательство в данной части предусматривало лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с пунктами 6-8 статьи 3 этого же Закона лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
В силу ч. 3, 4 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Согласно частям 1, 3, 9 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях); б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу; в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ; г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"); д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами; е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.
В силу пункта 7 Положения о лицензировании при проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующему органу предоставлено право запрашивать необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно части 17 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьи 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13, 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры (часть 2).
В данном случае предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5 статья 19).
Следовательно, законодательство в сфере лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности при назначении плановой выездной проверки ввиду поступления заявления лицензиата о переоформлении ранее выданной ему лицензии в связи с изменением перечня выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг, а также в связи с намерением лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, целью такой проверки ставит проверку состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Оценка соответствия этого состояния без фактического выезда на объект лицензиата, на котором им осуществляется лицензируемый вид деятельности, невозможна.
Исходя из изложенного суды обоснованно признали несоответствующими фактически обстоятельствам доводы Управления Росприроднадзора об отсутствии у заявителя на каком-либо законном основании объекта размещения отходов - полигона ТБО, поскольку такой вывод сделан ввиду неполного исследования всех представленных обществом с заявлением документов, без фактического выезда на объект ООО "СЭТ", на котором общество осуществляет лицензируемый вид деятельности, и без реализации права Управления Росприроднадзора при проверке представленных обществом документов запросить какие-либо дополнительные сведения как у самого лицензиата (в случае сомнений о соответствии объекта по размещению отходов, принадлежащего обществу на праве аренды, предъявляемым законом требованиям), так и запросить сведения в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления (в том числе о наличии кадастровых номеров у объектов, отсутствие которых предположил инспектор Управления Росприроднадзора, о фактическом наличии объекта по размещению отходов у общества и наличии прав на такой объект у лицензиата).
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ юридические лица наделены гражданскими правами, соответствующими целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах. Исходя из положений статьи 18 Конституции Российской Федерации реализация гражданских прав определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, местного самоуправления. Поэтому уклонение Управления Росприроднадзора от реализации указанных выше полномочий не соответствует конституционным принципам оказания государственных услуг в области лицензирования.
Вывод административного органа о том, что в ходе проверки установлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям пункта 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ, как об этом указано в уведомлении об отказе в переоформлении лицензии, сделан преждевременно.
Ранее выданной ООО "СЭТ" лицензией, за переоформлением которой в связи с изменением перечня работ общество обратилось в Управление Росприроднадзора, не указывая, что как-либо изменяется при этом адрес вида деятельности, место осуществления лицензируемого вида деятельности указывалось: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Русский Мелекесс, Загородное шоссе, 22 (полигон ТБО).
На этом же объекте общество и продолжало осуществлять свою деятельность при обращении за переоформлением лицензии. Доказательств тому, что ранее имевшийся у общества полигон ТБО перестал существовать, в материалах дела не имеется.
Общество длительное время осуществляет деятельность по размещению отходов, приостановление действия лицензии, доказательств аннулирования лицензии материалы дела не содержат.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что, у общества имеются необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения, принадлежащие ему на законном основании и соответствующие установленным требованиям. Данные обстоятельства подтверждаются договорами аренды земельного участка, расположенного по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с. Русский Мелекесс, Загородное шоссе, 22, имеющим разрешенное использование для строительства полигона бытовых отходов; договорами аренды объектов капитального строительства, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделки с ним как единый объект права: полигон твердых бытовых отходов (свидетельство о регистрации права), и которые располагаются на данном же земельном участке (по этому же адресу). Указанные обстоятельства подтверждены также рабочим проектом на данный полигон ТБО, техническим паспортом, иными письменными доказательствами, представленными в дело стороной заявителя. Соответствие полигона ТБО установленным требованиям установлено представленными в дело актами его обследования и заключениями компетентных органов.
Правомерно отклонен судами довод о том, что в приложенном к заявлению перечне отходов указаны медицинские отходы, тогда как отношения в области обращения с такого вида отходами исключены из сферы действия Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем прекращена выдача соответствующих лицензий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То, что общество в перечне отходов, планируемых к размещению, указало такой вид отходов, в отношении которого лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время не осуществляется, целей и задач правового регулирования в области лицензирования отдельных видов деятельности не нарушает.
Таким образом, отказ обществу в переоформлении лицензии со ссылкой на такое основание не соответствует принципам лицензирования.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А72-16870/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То, что общество в перечне отходов, планируемых к размещению, указало такой вид отходов, в отношении которого лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время не осуществляется, целей и задач правового регулирования в области лицензирования отдельных видов деятельности не нарушает."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2014 г. N Ф06-13908/13 по делу N А72-16870/2013