г. Казань |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А72-12783/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Вознесенского Е.В. (доверенность от 25.03.2014 N 869/юр),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 (судья Кнышевский Д.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А72-12783/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446), третьи лица: областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2", открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - истец, ОАО "Ульяновскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 47 188 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014, исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска в пользу истца взыскан основной долг в размере 47 188 руб.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Более подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе.
Истец возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Ульяновскэнерго" (поставщиком) и областным государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2" (потребителем) заключен государственный контракт на энергоснабжение от 16.07.2012 N 333, по условиям которого поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 10.1 государственного контракта от 16.07.2012 N 333 контракт заключен на срок с 00.00 часов 01.07.2012 до 24.00 часов 31.12.2012, вступает в силу со дня его подписания и может быть пролонгирован по дополнительному соглашению сторон.
Приложением N 1 к государственному контракту стороны согласовали перечень точек поставки электрической энергии.
22.08.2012 в адрес ОАО "Ульяновскэнерго" поступило сообщение от областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2" (третье лицо по делу) с просьбой внести изменения в государственный контракт от 16.07.2012 N 333 в части исключения точки поставки электрической энергии, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, 15/6-А (общежитие) в связи с безвозмездной передачей данного объекта в собственность муниципального образования "город Ульяновск".
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 14.06.2012 N 686-р жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, 15/6-А передан безвозмездно в собственность муниципального образования "город Ульяновск", что подтверждается представленной в материалы дела копией указанного распоряжения и пояснениями ответчика и третьего лица, изложенными в отзывах на исковое заявление.
Дополнительным соглашением от 01.10.2012 N 18 в договор энергоснабжения от 01.07.2008 N 4103, заключенный ОАО "Ульяновскэнерго" с ОАО "ДК Засвияжского района N 1", были внесены изменения: жилой дом по адресу ул. Стасова, д. N 15/6-А был включен в перечень точек поставки по договору энергоснабжения от 01.07.2008 N 4103 с 01.10.2012.
Из письменных пояснений Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска следует, что с 01.10.2012 договор управления многоквартирным домом по адресу: ул. Стасова, д. 15/6-А, заключен с ОАО "ДК Засвияжского района N 1", что подтверждается имеющимся в деле договором управления от 01.10.2012.
Между ОАО "Ульяновскэнерго" и МО "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска фактически сложились договорные отношения по поводу поставки коммунального ресурса - электрической энергии в общежитие, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, д. 15/6-А, в период с 14.06.2012 по 01.10.2012.
В период с 01.08.2012 по 30.09.2012 истец отпустил ответчику электроэнергию, что подтверждается актом от 01.08.2012 N 825, отражающем показания прибора учета электроэнергии в общежитии по адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, д. 15/6-А, актом об объемах переданной потребителю (ОАО "ДК Засвияжского района N1") электрической энергии за октябрь 2012 года, отражающем начальные показания прибора учета электрической энергии в общежитии по адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, д. 15/6-А по состоянию на 01.10.2012 (л.д. 99, 73-96).
Документов, опровергающих количество отпущенной и принятой электрической энергии, ответчиком в материалы дела не представлено.
По расчету истца задолженность ответчика за потребленную в период с 01.08.2012 по 30.09.2012 электрическую энергию составляет 47 188 руб. (в том числе налога на добавленную стоимость 7198,17 руб.)
Доказательств, подтверждающих отсутствие вышеуказанной задолженности за полученную электроэнергию, в материалах дела не имеется, контррасчет ответчиком не представлен. Доказательства, опровергающие данные, использованные истцом при расчете задолженности, отсутствуют.
Жилищное законодательство предусматривает участие в отношениях по предоставлению коммунальных услуг особого субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищному законодательству неизвестны, так что порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации должен определяться положениями параграфа 6 главы 30 названного Кодекса.
Подробно регламентируя порядок оплаты коммунальных услуг применительно к различным способам управления многоквартирным домом, Жилищный кодекс прямо не разрешает вопрос о порядке оплаты указанных услуг гражданами, проживающими в неприватизированных жилых помещениях государственного и муниципального жилого фонда, в случаях, когда управляющая организация или иной способ управления в отношении таких домов в установленном порядке не определен.
Вместе с тем, такой порядок должен соответствовать общим положениям гражданского законодательства о возложении на собственника бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также положениям жилищного законодательства о возложении бремени содержания жилого помещения на его собственника (часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации) и о возникновении у собственника жилого помещения обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведенных положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 и от 21.05.2013 N 13112/12.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку электрическая энергия, потребленная в период с 01.08.2012 по 30.09.2012, ответчиком в установленные в договоре сроки не оплачена, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно взыскали основной долг в размере 47 188 руб. Доводы ответчика в кассационной жалобе о том, что коммунальные услуги за указанный в исковом заявлении период должны оплачиваться нанимателями помещений в общежитии, являются ошибочными.
Вместе с тем, принимая во внимание, что собственником спорного дома в рассматриваемый период являлось муниципальное образование "город Ульяновск", судам следовало произвести взыскание непосредственно с него в лице администрации за счет средств муниципальной казны.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии со статьей 38.1 Устава муниципального образования "город Ульяновск" администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Статьей 53 Устава муниципального образования "город Ульяновск" установлено, что главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" является глава администрации города.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Частью 1 статьи 126, статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, непосредственное взыскание задолженности по настоящему делу судам следовало произвести с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска за счет средств муниципальной казны.
При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат частичному изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А72-12783/2013 изменить, кассационную жалобу - удовлетворить частично.
Второй абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 по делу N А72-12783/2013 изложить в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) за счет средств муниципальной казны в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" 47 188 руб. - основной долг".
В остальной части принятые по делу судебные акты - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
...
Частью 1 статьи 126, статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
...
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А72-12783/2013 изменить, кассационную жалобу - удовлетворить частично."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2014 г. N Ф06-13861/13 по делу N А72-12783/2013