г. Казань |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А55-2771/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
администрации муниципального района Алексеевский Самарской области - Никонова Е.А., доверенность от 11.08.2014 без номера,
прокуратуры Самарской области - Валиахметова А.Р., удостоверение,
в отсутствие:
заявителя, третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Алексеевский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 (председательствующий судья Щетинина М.Н., судьи Агеенко С.В., Харламов А.Ю.)
по делу N А55-2771/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы Крестьянского фермерского хозяйства Шабалдина Владимира Александровича, Самарская область, Алексеевский район, с. Лестниково, к администрации муниципального района Алексеевский Самарской области в лице главы муниципального района Алексеевский, Самарская область, с. Алексеевка, о признании недействующим постановления, с участием прокуратуры Самарской области; с участием третьих лиц: ИП глава КФХ Бугаева Виктора Сергеевича, Самарская область; КФХ "Труд", Самарская область; ООО "Велес", Самарская область,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава Крестьянского фермерского хозяйства Шабалдин Владимир Александрович (далее по тексту - ИП Шабалдин В.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействующим постановления администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 11.12.2013 N 353 о внесении изменений в постановление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 24.12.2012 N 384 "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство зерновых и зернобобовых культур" (далее - постановление от 11.12.2013 N 353, оспариваемое постановление).
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий; изданием оспариваемого акта нарушены права заявителя, поскольку постановление принято и опубликовано после окончания действия предыдущего постановления от 24.12.2012 N 384, и оспариваемым постановлением полностью изменены условия участия конкурсантов и их выполнение является невозможным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014, рассмотревшим дело в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признано недействующим как не соответствующее части 1 статьи 15, статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановление от 11.12.2013 N 353, с администрации муниципального района Алексеевский Самарской области в пользу ИП Шабалдина В.А. взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
В кассационной жалобе администрации муниципального района Алексеевский Самарской области (далее - администрация м.о. Алексеевский Самарской области, ответчик) просит вынесенный судебный акт отменить в части признания оспариваемого постановления недействующим как не соответствующего части 1 статьи 15, статье 47 Закона N 131-ФЗ, статье 3 БК РФ, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзывах прокуратура Самарской области и ИП Шабалдин В.А., полагая вынесенный по делу судебный акт обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных участников процесса в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме прокуратуры и ответчика) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 12.08.2014 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.08.2014 до 11 часов 45 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей прокуратуры и ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации м.о. Алексеевский Самарской области от 24.12.2012 N 384 утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство зерновых и зернобобовых культур.
Администрацией м.о. Алексеевский Самарской области 11.12.2013 принято постановление N 353 о внесении изменений в выше названное постановление администрации от 24.12.2012 N 384.
Постановление от 11.12.2013 N 353 опубликовано на официальном сайте Алексеевского района Самарской области http//alexadm63/ru//, и в "Информационном вестнике муниципального района Алексеевский" от 13.12.2013, выпуск 17.
Заявитель, полагая, что оспариваемый акт органом местного самоуправления принят с превышением полномочий, и указанным нормативным правовым актом внесены изменения в недействующий нормативный правовой акт, при этом внесенные оспариваемым нормативным правовым актом правовые нормы являются не выполнимыми (трудновыполнимыми), находя его нарушающим права и интересы его и неопределенного круга лиц, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Из оспариваемого постановления администрации м.о. Алексеевский Самарской области следует, что оно регулирует правоотношения, связанные с предоставлением сельхозтоваропроизводителям субсидий из местного бюджета на возмещение понесенных затрат в связи с производством и переработкой на территории Алексеевского района Самарской области сельхозпродукции (зерновых и зернобобовых культур).
Суд первой инстанции, отметив, что постановление от 11.12.2013 N 353, будучи нормативным актом органов местного самоуправления, опубликовано и обнародовано в установленном порядке, вступило в законную силу 14.12.2013, указал, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству. При этом иных вопросов местного значения в сфере развития сельского хозяйства в указанном Федеральном законе не содержится.
Таким образом, указал суд первой инстанции, оказание поддержки сельхозпроизводства за счет бюджетных средств федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Собрания представителей муниципального района Алексеевский от 26.12.2012 N 352 "О бюджете муниципального района Алексеевский Самарской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", муниципальная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия муниципального района Алексеевский на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального района Алексеевский от 03.04.2013 N 97, в части установления расходного обязательства по выдаче означенных субсидий, постановление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 24.12.2012 N 384 "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство зерновых и зернобобовых культур" и постановление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 11.12.2013 N 353 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 24.12.2012 N 384 "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство зерновых и зернобобовых культур" приняты органами местного самоуправления с превышением предоставленных федеральным законодательством полномочий, поскольку осуществленные из муниципального бюджета расходы не являлись расходными обязательствами местного бюджета.
В кассационной жалобе администрация м.о. Алексеевский Самарской области, ссылаясь на положения статей 7, 15, 25, 43 Закона N 131-ФЗ, статьи 78 БК РФ, указывает на неправильное применение судом норм материального права, полагая, что оспариваемое постановление вынесено органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N 131-ФЗ.
Согласно пункту 25 статьи 15 Закона N 131-ФЗ создание условий для сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, относится к вопросам местного значения муниципального района.
При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства (статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта (пункты 6, 7 части 2 статьи 6 Закона N 209-ФЗ).
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
На основании части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств местных бюджетов.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, возникают расходные обязательства муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции относительно отсутствия у администрации м.о. Алексеевский Самарской области полномочий для издания муниципального нормативного правового акта, устанавливающего расходные обязательства местного бюджета в виде предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям - организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством зерновых и зернобобовых сельхозкультур, противоречит вышеприведенным положениям пункта 25 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, статей 4, 6, 16, 17 Закона N 209-ФЗ, статей 78, 86 БК РФ.
Ссылку суда первой инстанции на Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", устанавливающий полномочия только федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части поддержки сельхозпроизводства за счет бюджетных средств, суд кассационной инстанции в данном случае считает ошибочной, поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" регулирует только основания и порядок расходования средств федерального бюджета на поддержку сельхозпроизводства. В данном же случае оспариваемым постановлением регулировалось предоставление средств местного бюджета на поддержку сельхозпроизводства на территории Алексеевского муниципального района Самарской области, что регулируется иными нормативными актами, в частности, пунктом 25 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, статьями 4, 6, 16, 17 Закона N 209-ФЗ, статей 78, 86 БК РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции на основании неправильного применения норм материального права, в связи с чем подлежит отмене в силу части 2 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, и дополнительного исследования материалов дела не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ вынести решение об отказе в удовлетворении заявления ИП Шабалдин В.А. о признании недействующим постановления администрации м.о. Алексеевский Самарской области от 11.12.2013 N 353.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу администрации муниципального района Алексеевский Самарской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 по делу N А55-2771/2014 отменить в части признания недействующим постановления администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 11.12.2013 N 353 "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 24.12.2012 года N 384 "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство зерновых и зернобобовых культур", в удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя - главы Крестьянского фермерского хозяйства Шабалдина Владимира Александровича отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 по делу N А55-2771/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции относительно отсутствия у администрации м.о. Алексеевский Самарской области полномочий для издания муниципального нормативного правового акта, устанавливающего расходные обязательства местного бюджета в виде предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям - организациям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района Алексеевский, в целях возмещения затрат в связи с производством зерновых и зернобобовых сельхозкультур, противоречит вышеприведенным положениям пункта 25 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, статей 4, 6, 16, 17 Закона N 209-ФЗ, статей 78, 86 БК РФ.
Ссылку суда первой инстанции на Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", устанавливающий полномочия только федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части поддержки сельхозпроизводства за счет бюджетных средств, суд кассационной инстанции в данном случае считает ошибочной, поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" регулирует только основания и порядок расходования средств федерального бюджета на поддержку сельхозпроизводства. В данном же случае оспариваемым постановлением регулировалось предоставление средств местного бюджета на поддержку сельхозпроизводства на территории Алексеевского муниципального района Самарской области, что регулируется иными нормативными актами, в частности, пунктом 25 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, статьями 4, 6, 16, 17 Закона N 209-ФЗ, статей 78, 86 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2014 г. N Ф06-13543/13 по делу N А55-2771/2014