г. Казань |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А55-25412/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Нафиковой Р.А., Смоленского И.Н.,
в отсутствие сторон - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 (судья Ануфриев А.Е.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи: Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-25412/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Витязи", г. Самара, о взыскании 690 300 руб. 23 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Витязи" (далее - ответчик) о взыскании 690 300 руб. 23 коп. пени за период с 11.09.2011 по 11.07.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.06.2009 N 177-п между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 20.07.2009 N 513, по условиям которого ответчику передается земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 63:01:0908002:559, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Высоковольтная/ул. Советской Армии, площадью 1835,6 кв. м, для реконструкции автозаправочной станции на срок с 29.07.2009 по 28.06.2012.
Разделом 4 и приложением N 2 к договору стороны установили, что арендная плата вносится ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей начисляется пени в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.08.2009.
Земельный участок был передан ответчику по акту приема-передачи.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Дополнительным соглашением N 1 от 09.07.2013 стороны установили новый расчет арендной платы, сроки внесения арендной платы - ежеквартально не позднее 10-го числа последнего месяца текущего квартала, пени за просрочку внесения арендной платы снижены до 0,05% за каждый день просрочки, а также изменен порядок и условия прекращения договора. Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 12.08.2013.
За несвоевременное внесение арендной платы истец начислил ответчику пени на основании пункта 7.3 договора за период с 11.09.2011 по 11.07.2013 из расчета 0,3% за каждый день просрочки платежа.
При начислении пени истец исходил из размера арендной платы, определенной на основании положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для жилищного строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В исполнение требований статей 22, 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и к статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 разъяснено, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлены пунктом 3 Правил и предусматривают, наряду с иными обстоятельствами, определение размера арендной платы в виде 2% от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок предоставлялся ответчику для реконструкции с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается Постановлением главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 907, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.12.2008, актом о выборе земельного участка для реконструкции, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.06.2009 N 177-п.
Согласно кадастровой справке от 04.03.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка, исходя из удельной кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 равной 10 644 руб. 85 коп и площади земельного участка равной 1835,6 кв. м, составляет 19 539 686 руб. 66 коп.
Исходя из вышеизложенных принципов размер арендной платы за использование спорного земельного участка в спорном периоде в расчете на полной календарный год составляет 390 793 руб. 73 коп. (19 539 686,66 Ч 2%), а в месяц - 32 566 руб. 14 коп. (390 793,73 ч 12).
Суд установил, что определенный размер арендной платы не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем пришел к выводу, что порядок расчета арендной платы, указанный в договоре не подлежит применению.
Из представленного истцом расчета суд установил, что арендная плата в спорном периоде вносилась ответчиком ежемесячно со значительной переплатой, исходя из изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения ответственности за просрочку внесения арендной платы и отказал в удовлетворении иска.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А55-25412/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 разъяснено, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлены пунктом 3 Правил и предусматривают, наряду с иными обстоятельствами, определение размера арендной платы в виде 2% от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2014 г. N Ф06-14496/13 по делу N А55-25412/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14496/13
18.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7063/14
26.03.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-25412/13
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25412/13