г. Казань |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А12-26471/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, извещенных надлежащим образом, сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи: Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-26471/2013
по заявлению Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 102340345694), г. Волгоград, к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Таловский" (ИНН 3410000289, ОГРН 1023404967300), Волгоградская обл., Камышинский район, с. Таловка, о взыскании 598 551 рублей, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Таловский" (далее - СПК "Таловский" субсидии в размере 598 551 рублей, перечисленной ответчику в 2011 году из средств бюджета Волгоградской области на компенсацию части затрат за приобретённую электрическую энергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014, решение суда первой инстанции от 05.05.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к СПК "Таловский" отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в целях обеспечения государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих орошаемые земли, постановлением администрации Волгоградской области от 28.03.2011 N 143-п утвержден "Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат за приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, за счет средств областного бюджета в 2011 году" (далее - Порядок N 143-п).
Согласно пункту 2 Порядка N 143-п главным распорядителем средств, предусмотренных на выплату таких субсидий, является Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (далее - Комитет). Постановлением Губернатора Волгоградской области от 03.04.2012 N 132 Комитет переименован в Министерство сельского хозяйства Волгоградской области.
В силу пункта 3 Порядка N 143-п получателями бюджетных средств могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области.
Пунктом 7 Порядка N 143-п предусмотрено, что сельхозтоваропроизводителям, не достигшим нормативов урожайности сельскохозяйственных культур, субсидии не выплачиваются (абзац 2). При этом нормативы урожайности по видам сельскохозяйственных культур и сроки выплаты субсидий устанавливаются приказом Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (абзац 1).
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области N 143-п Комитетом издан приказ от 15.04.2011 N 85 "О реализации постановления администрации Волгоградской области от 28.03.2011 N 143-п _" (далее - Приказ N 85).
Согласно пункту 2 Приказа N 85 компенсация части затрат за приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение, выплачивается сельхозтоваропроизводителям Волгоградской области в соответствии с утвержденным Порядком до 1 августа текущего года. В последующий период компенсация затрат за приобретенную электроэнергию, используемую для целей орошения сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности, выплачивается только с учетом полученной продукции (урожайности сельскохозяйственных культур в 2010 году) согласно приложению N 11 к настоящему приказу.
Приказом в Приложении N 11 установлены нормативы урожайности по видам сельскохозяйственных культур и сроки выплаты субсидий, а также формы документов указанные в пункте 8 Порядка N 43-п.
Реализуя право на получение субсидий СПК "Таловский" направил в 2011 году в Комитет документы согласно перечню, предусмотренному пунктом 6 Порядка N 143-п. Предоставление СПК "Таловский" полного пакета документов истцом и 3-м лицом не оспаривается.
Платёжными поручениями от 24.08.2011 N 456087 и от 14.10.2011 N 576696 СПК "Таловский" за счет средств областного бюджета перечислены субсидии на общую сумму 598 551 рублей, исходя из того, что стоимость электроэнергии, потребленной СПК "Таловский" на полив кормовых культур, составила 575,8 тысяч рублей, а стоимость электроэнергии, потребленной на полив овощных культур - 256,6 тысяч рублей.
В сентябре 2012 года Министерством финансов проведена проверка отдельных вопросов исполнения бюджета Волгоградской области за 2011 года. По её результатам сделан вывод о неправомерном расходе бюджетных средств при выплате СПК "Таловский" субсидии на сумму 598 551 рублей, поскольку фактическая урожайность, полученная ответчиком в 2010 году по травам на сено, по капусте и по моркови была ниже нормативной урожайности.
Согласно пункту 14 Порядка N 143-п предусмотрено, что в случае нарушения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, сельскохозяйственные товаропроизводители лишаются права на получение субсидий на текущий финансовый год и обязаны произвести возврат ранее полученных в качестве субсидий средств в областной бюджет. При отказе возврата субсидий в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
В претензии от 12.08.2013 N 18-04-08/5255 Министерство предложило СПК "Таловский" вернуть субсидию в размере 598 551 рублей, т.к. она перечислена с нарушением условий предоставления субсидии.
В связи с тем, что СПК "Таловский" добровольно не возвратил перечисленную ему субсидию, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Для получения субсидий на компенсацию части затрат за приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области за счет средств областного бюджета в 2011 года, со стороны СПК "Таловский" были представлены в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области все необходимые документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат за приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области, за счет средств областного бюджета в 2011 года, в том числе сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 01.12. (1 ноября) 2010 г. со всех земель по форме N 29-СХ.
Согласно пунктам 8, 11 Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат за приобретенную электроэнергию, орган управления сельским хозяйством муниципального района или Комитет проверяет достоверность представленных документов и составляет реестр сельхозтоваропроизводителей, представивших акты сверки выполненных работ, полученной продукции с орошаемых земель и установленных сумм оплаты за потребленную электроэнергию насосными станциями. Комитет в течение 5 рабочих дней проверяет правильность и достоверность расчетов причитающихся сельхозтоваропроизводителям сумм субсидий и представляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области реестры получателей субсидий и заявки на оплату расходов.
Представленные СПК "Таловский" документы были проверены Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, каких-либо замечаний по таким документам не поступило и СПК "Таловский" был включен в реестры получателей бюджетных средств и СПК "Таловский" выплачена субсидия в сумме 598 551 рублей.
Доказательств, подтверждающих исключение СПК "Таловский" из указанных реестров со стороны истца не представлено.
Следовательно, полученные СПК "Таловский" от Министерства денежные средства в сумме 598 551 рублей, были перечислены целенаправленно в качестве компенсации части затрат за приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное орошение.
Из представленных в материалы дела документов видно, что СПК "Таловский" надлежащим образом исполняло свои обязательства: сельскохозяйственные культуры в 2011 году были посеяны, они обрабатывались, денежные средства, полученные в качестве компенсации части затрат за приобретенную электроэнергию были потрачены на оплату потребленной электроэнергии, использованной на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для его отмены или изменения кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу N А12-26471/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014, решение суда первой инстанции от 05.05.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к СПК "Таловский" отказано в полном объеме.
...
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 2014 г. N Ф06-14258/13 по делу N А12-26471/2013