г. Казань |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А65-24538/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя 1 - Хайруллина Р.Р., доверенность от 09.10.2913 N 9448/ИК,
ответчика - Файзуллиной З.Р., доверенность от 26.08.2014 б/н, Павлова С.В., доверенность от 21.01.2014 б/н,
в отсутствие:
заявителя 2 - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2014 (судья Мусин Ю.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.) по делу N А65-24538/2013
по заявлению исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания, при участии третьеих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга", Сахапова И.М,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.09.2013 по делу N 06-146/2013.
В соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции определением от 23.12.2013 объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А65-24538/2013 по вышеуказанному заявлению и дело N А65-24972/2013 по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - комитет земельных и имущественных отношений) о признании недействительными решения и предписаний антимонопольного органа от 17.09.2013 по делу N 06-146/2013. Объединенному делу присвоен номер А65-24538/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационных жалобах исполнительный комитет и комитет земельных и имущественных отношений просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, исполнительным комитетом вынесено постановление от 12.07.2010 N 6320 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы". Данным постановлением утвержден акт выбора и схема расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 1250 кв.м и 92142 кв.м в жилом массиве Кояшлы для размещения базы отдыха.
10.09.2010 исполнительным комитетом принято постановление N 8123 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" земельных участков в жилом массиве Кояшлы".
Между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" (далее - общество) заключены договоры аренды земельных участков от 24.09.2010 N 14932 - участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м и договор от 24.09.2010 N 14931 - участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1250 кв.м, сроком на три года.
Право аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан 26.10.2010.
Постановлением исполнительного комитета от 01.04.2011 N 1563 в постановление от 10.09.2010 N 8123 внесены изменения, согласно которым срок действия указанных договоров продлен до семи лет.
28.06.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м. размежеван на 77 земельных участков. 01.07.2011 договор аренды данного земельного участка от 24.09.2010 N 14932 расторгнут.
Между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом заключены 77 договоров аренды вновь сформированных земельных участков сроком на пять лет.
В период с 04.08.2011 по 27.02.2012 общество переуступило свои права по договорам аренды данных земельных участков физическим лицам.
По заявлению общества в соответствии с постановлением мэра г. Казани от 24.02.2012 N 62 проведены публичные слушания о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки.
По результатам публичных слушаний Казанской городской Думой 07.06.2012 принято решение "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории жилого массива Кояшлы" в части перевода указанной территории из рекреационно-ландшафтной зоны в зону коллективных садов.
Постановлением исполнительного комитета от 28.09.2012 N 7150 изменен вид разрешенного использования земельных участков: для строительства базы отдыха на другой вид использования - сады, огороды, дачи.
Что касается договора аренды от 24.09.2010 N 14931 - участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1250 кв.м., то соглашением от 17.02.2012 N 01/15 общество передало право аренды на земельный участок физическому лицу.
Впоследствии постановлением исполнительного комитета от 18.02.2013 N 1656 данному физическому лицу земельный участок с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1250 кв.м, занимаемый жилым домом, предоставлен в собственность за плату. На основании указанного постановления заключен договор купли-продажи земли от 18.03.2013 N 17666.
В антимонопольный орган из Управления экономической безопасности (УЭБ) МВД России по Республике Татарстан поступили материалы в отношении исполнительного комитета о нарушении порядка заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в массиве н.п. Кояшлы Приволжского района г. Казани.
В управление также поступило обращение жителей поселка Кояшлы с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства при выделении земельных участков. В обращении указано на то, что жители поселка Кояшлы категорически против выделения земельных участков в их поселке, поскольку ограничивается доступ в лес, отвод ливневых вод весной и вывоз снега зимой.
Решением антимонопольного органа от 17.09.2013 по делу N 06-146/2013 исполнительный комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), что выразилось в вынесении постановления от 12.07.2010 N 6320 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы" без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков; в бездействии по контролю за реализацией постановления исполнительного комитета от 10.09.2010 N 8123 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" земельных участков в жилом массиве Кояшлы" и постановления от 01.04.2011 N 1563 "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 N 8123", что привело к несоблюдению требований действующего законодательства о государственной регистрации; в вынесении постановления от 28.06.2011 N 3399 "Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы" в разрез в целях и разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. (пункт 1 решения).
Пунктом 2 решения управления комитет земельных и имущественных отношений признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении согласованных действий с обществом с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков. Общество признано нарушившим требования статьи 16 Закона, что выразилось в осуществлении согласованных действий с комитетом земельных и имущественных отношений, с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков (пункт 3 решения управления).
На основании данного решения исполнительному комитету выдано предписание от 17.09.2013 N 1 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить постановление исполнительного комитета от 12.07.2010 N 6320 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы";
- отменить постановление исполнительного комитета от 10.09.2010 N 8123 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" земельных участков в жилом массиве Кояшлы";
- отменить постановление исполнительного комитета от 01.04.2011 N 1563 "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 N 8123";
- отменить постановление исполнительного комитета от 28.06.2011 N 3399 "Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы";
- отменить постановление исполнительного комитета от 18.02.2013 N 1656.
Комитету земельных и имущественных отношений выдано предписание от 17.09.2013 N 2 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять соответствующие меры, направленные на расторжение договоров аренды: от 01.07.2011 N 15769; 15770; 15771; 15772; 15773; 15774; 15775; 15776; 15777; 15778; 15779; 15780; 15781; 15782; 15783; 15784; 15787; 15790; 15793; 15796; 15799; 15802; 15805; 15808; 15811; 15814; 15817; 15820; 15823; 15826; 15829; 15832; 15835; 15838; 15841; 15785; 15786; 15788; 15789; 15791; 15792; 15794; 15795; 15797; 15798; 15800; 15801; 15803; 15804; 15806; 15807; 15809; 15810; 15812; 15813; 15815; 15816; 15818; 15819; 15821; 15822; 15824; 15825; 15827; 15828; 15830; 15831; 15833; 15834; 15836; 15837; 15839; 15840; 15842; 15843; 15844; 15845;
освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, вернуть в муниципальную собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:172025:18; 16:50:172025:23; 16:50:172025:28; 16:50:172025:33; 16:50:172025:38; 16:50:172025:43; 16:50:172025:48; 16:50:172025:53; 16:50:172025:58; 16:50:172025:63; 16:50:172025:68; 16:50:172025:73; 16:50:172025:78; 16:50:172025:83; 16:50:172025:88; 16:50:172025:24; 16:50:172025:29; 16:50:172025:34; 16:50:172025:39; 16:50:172025:44; 16:50:172025:49; 16:50:172025:54; 16:50:172025:59; 16:50:172025:64; 16:50:172025:69; 16:50:172025:74; 16:50:172025:79; 16:50:172025:84; 16:50:172025:89; 16:50:172025:26; 16:50:172025:31; 16:50:172025:36; 16:50:172025:41; 16:50:172025:46; 16:50:172025:51; 16:50:172025:56; 16:50:172025:61; 16:50:172025:66; 16:50:172025:71; 16:50:172025:76; 16:50:172025:81; 16:50:172025:86; 16:50:172025:91; 16:50:172025:27; 16:50:172025:32; 16:50:172025:37; 16:50:172025:42; 16:50:172025:47; 16:50:172025:52; 16:50:172025:57; 16:50:172025:62; 16:50:172025:67; 16:50:172025:72; 16:50:172025:77; 16:50:172025:82; 16:50:172025:87; 16:50:172025:92; 16:50:172025:19; 16:50:172025:20; 16:50:172025:21; 16:50:172025:22; 16:50:172025:25; 16:50:172025:30; 16:50:172025:35; 16:50:172025:40; 16:50:172025:45; 16:50:172025:50; 16:50:172025:55; 16:50:172025:60; 16:50:172025:65; 16:50:172025:70; 16:50:172025:75; 16:50:172025:80; 16:50:172025:85; 16:50:172025:90; 16:50:172025:93; 16:50:172025:94.
Полагая, что решение и предписания антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, организации обратились в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьями 30-32 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеет право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Судами установлено, что при предоставлении исполнительным комитетом земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:172025:15 и 16:50:172025:16 публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков не производилось ни в одном печатном издании, в том числе в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Произведено опубликование лишь постановления от 12.07.2010 N 6320 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы" и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани". Как правильно отмечено судами, по существу это не является информированием населения и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту.
Кроме того, постановление исполнительного комитета от 01.04.2011 N 1563 "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета от 10.09.2010 N 8123", в соответствии с которым срок действия договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м и с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1250 кв.м, продлен с трех до семи лет, не было опубликовано ни в одном печатном издании.
Таким образом, неопределенный круг лиц был лишен любой возможности получения информации о наличии между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом договоров аренды земельных участков от 24.09.2010 N 14932 и N 14931 и о продлении их действия с трех до семи лет.
В силу статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 2.2 постановления исполнительного комитета от 10.09.2010 N 8123 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" земельных участков в жилом массиве Кояшлы" установлено, что арендатору (обществу) необходимо зарегистрировать в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Татарстан договора аренды земельных участков от 24.09.2010 N 14932 и N 14931.
Контроль за выполнением указанного постановления возложен на должностное лицо исполнительного комитета (пункт 3 постановления исполнительного комитета).
Как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела, информация о государственной регистрации договора аренды от 24.09.2010 N 14931, отсутствует. Более того, информация о государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды от 24.09.2010 N 14932 и N 14931 также отсутствует. Соответственно, подлежащее государственной регистрации дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды считается не заключенным.
Таким образом, бездействие исполнительного комитета по контролю за реализацией изданных постановлений привело к несоблюдению требований действующего законодательства о государственной регистрации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Общество 11.05.2011 получило разрешение на строительство N RU16301000-109-гр, в соответствии с которым, исполнительный комитет разрешил ему строительство четырех гостевых домов на базе отдыха в жилом массиве Кояшлы на земельных участках площадью 92142 кв.м. и площадью 1250 кв.м.
Однако, рассмотрев заявление общества, исполнительный комитет вынес постановление от 28.06.2011 N 3399 "Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы". Путем разделения земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16 образованы 77 земельных участков.
Таким образом, земельный участок, предоставленный для строительства базы отдыха в соответствии с разрешением на строительство N RU16301000-109-гр и четырех гостевых домов, спустя месяц с момента получения разрешения был размежеван на 77 земельных участков площадями участков от 1000 кв.м до 1400 кв.м.
Как правильно указали суды, принимая постановление N 3399 "Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы", исполнительный комитет не мог не знать о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:172025:16 предоставленный для строительства базы отдыха используется не в соответствии с целями, для которого был предоставлен, а размежевание земельного участка на 77 составляющих, противоречит выданному разрешению на строительство.
Однако исполнительным комитетом не было предпринято никаких действий по пресечению действий общества по размежеванию земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м, а также по его возврату в связи с нецелевым использованием.
В силу пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали вышеуказанные действия исполнительного комитета нарушающими положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как указано выше, между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом во исполнение постановления исполнительного комитета от 10.09.2010 N 8123 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Центр аудита и консалтинга" земельных участков в жилом массиве Кояшлы" заключены договора аренды земельных участков от 24.09.2010 N 14932 и N 14931. Договорами предусмотрены суммы арендной платы и сроки уплаты арендных платежей.
Однако, как установлено судами, общество систематически не вносило арендные платежи по договору от 24.09.2010 N 14932, существенно нарушая условия договора.
При этом вместо расторжения указанного договора ввиду нарушения арендатором пункта 8.5 договора аренды в одностороннем порядке, между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом заключено соглашение от 01.07.2011 N 14932-рп, в соответствии с которым вышеуказанный договор аренды от 24.09.2010 N 14932 земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92142 кв.м. расторгнут по обоюдному согласию в связи с образованием новых 77 земельных участков в жилом массиве Кояшлы.
Как отмечено судами, соглашение о расторжении договора аренды от 24.09.2010 N 14932 было заключено исключительно в целях перезаключения договоров аренды вновь образованных земельных участков, о чем свидетельствуют заключенные, тем же числом, что и соглашение, 77 договоров аренды земельных участков от 01.07.2011.
Договоры аренды вновь образованных земельных участков были заключены в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, согласно которому в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования.
Поэтому вывод судов о том, что комитет земельных и имущественных отношений, как орган, осуществляющий распоряжение имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани, не должен был допускать заключение новых договоров с арендатором, не исполняющим свои обязательства, суд кассационной инстанции признает законным и обоснованным.
Далее, комитетом земельных и имущественных отношений в период с 04.08.2011 по 27.02.2012 произведена переуступка своих прав по 77 договорам аренды земельных участков физическим лицам.
При переуступке прав общество в соответствии с договорными обязательствами уведомило комитет земельных и имущественных отношений о передаче своих прав и обязанностей по договорам, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления. Целевое использование земельных участков по данным договорам, как и договору от 24.09.2010 N 14932 осталось прежним - для строительства базы отдыха (гостевые дома).
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов о том, что, получая уведомления о передаче своих прав и обязанностей по договорам от общества к физическим лицам, комитет земельных и имущественных отношений не мог не знать о том, что земельные участки используются не в соответствии с целями предоставления.
Указанные выводы касаются и соглашения от 17.02.2012 N 01/15 о передаче обществом своих прав аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1250 кв.м. физическому лицу.
В дальнейшем по заявлению общества в соответствии с постановлением мэра г. Казани проведены публичные слушания о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки. По результатам публичных слушаний Казанской городской Думой принято решение о переводе указанной территории из рекреационно-ландшафтной зоны в зону коллективных садов. Постановлением исполнительного комитета изменен вид разрешенного использования земельных участков: для строительства базы отдыха на другой вид использования - сады, огороды, дачи.
В результате такого перевода земельных участков стало возможным строительство жилых домов на данных участках с последующей возможностью выкупа земельных участков в собственность.
Судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что действия по передаче земельных участков комитетом земельных и имущественных отношений в аренду обществу и дальнейшая переуступка прав на данные земельные участки, в нарушение целей их предоставления, осуществлялись с целью уклонения от соблюдения требований земельного законодательства.
В силу части 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Имея намерение предоставить земельные участки гражданам для строительства жилых домов, комитет земельных и имущественных отношений был обязан реализовывать земельные участки или права на земельные участки исключительно на аукционах.
Совершая последовательные согласованные действия с обществом, комитет земельных и имущественных отношений, игнорируя процедуру аукционов и в нарушении действующего законодательства, предоставил права на земельные участки физическим лицам. Согласованными с обществом действиями комитет земельных и имущественных отношений создал обществу преимущественные условия в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничил доступ на рынок иных хозяйствующих субъектов, что привело или могло привести к устранению или ограничению конкуренции, тем самым нарушил требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.
Оспариваемые предписания приняты антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и направлены на устранение нарушений антимонопольного законодательства. Доказательств невозможности исполнения указанного предписания заявителем не представлено.
Судебная коллегия считает, что дело судами рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены. Доводы кассационных жалоб сводятся к изложению правовых позиций, которые были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалоб и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу N А65-24538/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совершая последовательные согласованные действия с обществом, комитет земельных и имущественных отношений, игнорируя процедуру аукционов и в нарушении действующего законодательства, предоставил права на земельные участки физическим лицам. Согласованными с обществом действиями комитет земельных и имущественных отношений создал обществу преимущественные условия в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничил доступ на рынок иных хозяйствующих субъектов, что привело или могло привести к устранению или ограничению конкуренции, тем самым нарушил требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2014 г. N Ф06-13840/13 по делу N А65-24538/2013