г. Казань |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А65-27021/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Крайновой С.Г., распоряжение от 30.12.2011,
ответчика - Павлова С.В., доверенность от 28.08.2014,
третьего лица - открытого акционерного общества АКБ "АК БАРС" - Сибгатова И.С., доверенность от 28.02.2014,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Аксу Агро" - Чернова Д.В., доверенность от 25.04.2013,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-27021/2013
по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района, п.г.т. Аксубаево Республики Татарстан (ОГРН 1061665002123, ИНН 1603004790) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решения и предписания от 03.09.2013 по делу N 06-155/2013, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "АК БАРС", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Аксу Агро", Аксубаевский район Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Южная", Нурлатский район Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, Палата имущественных отношений) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" (далее - ОАО АКБ "АК БАРС"); общества с ограниченной ответственностью "Аксу Агро" (далее - ООО "Аксу Агро"); общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Южная", о признании незаконными решения и предписания по делу от 03.09.2013 N 06-155/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Палаты имущественных отношений о признании незаконным предписания антимонопольного органа от 03.09.2013 N 06-155/2013.
Предписание управления от 03.09.2013 N 06-155/2013 признано незаконным.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2014 оставлено без изменения.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в части удовлетворения требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 11.04.2013 N 01/157-пр антимонопольным органом была проведена плановая проверка по соблюдению Палатой антимонопольного законодательства.
В ходе проведения проверки аукционов было изучено информационное сообщение о результатах открытого аукциона от 08.04.2011, опубликованное на официальном сайте Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан http://aksubayevo/tatarstan.ru/rus/piso.aukcionl.htm, согласно которому установлено следующее.
Во исполнение распоряжения Палаты имущественных отношений от 02.03.2011 N 94, организатором торгов - ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" проведен открытый аукцион по лоту N 1 на повышение цены по продаже в собственность земельных участков, относящихся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", находящихся в государственной собственности, общей площадью 10 192 181 кв.м, расположенных в Староибрайкинском сельском поселении Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (4 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:000000:741, площадью 1 003 010 кв.м; 16:03:110202:366, площадью 396 694 кв.м; 16:03:110202:365, площадью 296 596 кв.м; 16:03:110202:364, площадью 12 376 кв.м; с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства); в Старотимошинском сельском поселении Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (4 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:160601:188, площадью 127 900 кв.м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства; 16:03:160602:160, площадью 1 072 840 кв.м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственной продукции; 16:03:160601:185 площадью 1 123 854 кв.м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственной продукции; 16:03:160602:154, площадью 82 614 кв.м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного назначения); в Беловском сельском поселении Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (2 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:000000:1120, площадью 695 603 кв.м, с разрешенным использованием - пастбища; 16:03:000000:1118 площадью 1 082 346 кв.м, с разрешенным использованием сенокосы); в Староузеевском сельском поселении Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (1 земельный участок с кадастровым номером: 16:03:000000:598 площадью 248 775 кв.м, с разрешенным использованием сенокосы); в Староильдеяровском сельском поселении Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (1 земельный участок с кадастровым номером 16:03:000000:1125, площадью 4 049 573 кв.м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства). Вид продажи - собственность.
Специализированная организация - ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" привлечена на основании агентского договора от 25.02.2011 N 2.
Начальная цена - 1 978 000,00 руб. Шаг аукциона - 59 340,00 руб. Размер задатка по лоту N 1 - 468 320,00 руб.
Победителем открытого аукциона признано ООО "Аксу Агро", предложившее наибольшую цену установленную торгами 2 037 340,00 руб., с которой Палатой имущественных отношений впоследствии был заключен договор купли-продажи земельных участков.
По результатам проверки антимонопольный орган пришел к выводу, что Палатой имущественных отношений был ограничен круг претендентов на участие в открытом аукционе, в результате необоснованного укрупнения лота, что проявило себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, а также индивидуальных предпринимателей и обычных граждан, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, имеющих разные площади, расположенных в различных частях муниципального района и разных сельских поселениях, в преобладающих случаях не имеющих смежных границ, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами (сенокосы, пастбища, земли для сельскохозяйственного производства), ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками.
Соответственно, продажа нескольких земельных участков с вышеуказанными техническими характеристиками одним лотом ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии с федеральными законами имеют право приобретать в собственность земельные участки, однако финансовое положение которых не позволяет приобрести несколько земельных участков (например, физические лица, предприниматели малого и среднего бизнеса), либо заинтересованных в приобретении только участков в виде сенокоса или пастбище, или пашни.
Изложенные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела N 06-155/2013, по результатам рассмотрения которого управлением принято решение от 03.09.2013, которым действия Палаты признаны нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Управлением выдано предписание от 03.09.2013 N 06-155/2013 в соответствии с которым:
1. Палате предписано прекратить нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно в срок до 15 ноября обеспечить возврат в муниципальную собственность следующих земельных участков:
- 4 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:000000:741, площадью 1 003 010 кв.м; 16:03:110202:366, площадью 396 694 кв.м; 16:03:110202:365, площадью 296 596 кв.м; 16:03:110202:364, площадью 12 376 кв.м;
- 4 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:160601:188, площадью 127 900 кв.м; 16:03:160602:160, площадью 1 072 840 кв.м; 16:03:160601:185 площадью 1 123 854 кв.м; 16:03:160602:154, площадью 82 614 кв.м;
- 2 земельных участка с кадастровыми номерами: 16:03:000000:1120, площадью 695 603 кв.м.; 16:03:000000:1118 площадью 1 082 346 кв.м;
- 1 земельный участок с кадастровым номером: 16:03:000000:598 площадью 248 775 кв.м;
- 1 земельный участок с кадастровым номером 16:03:000000:1125, площадью 4 049 573 кв.м.
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований, Палата имущественных отношений указывала, что земельные участки находятся в собственности ООО "Аксу Агро" согласно договору купли-продажи от 07.04.2011 N 17, заключенного по результатам аукциона; право собственности ООО "Аксу Агро" зарегистрировано, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра прав, кроме того, согласно данным выпискам данные земельные участки находятся в залоге у АКБ "АК БАРС"; обеспечение возврата в муниципальную собственность земельных участков возможно лишь при расторжении договора купли-продажи, договор купли-продажи от 07.04.2011 N 17 может быть расторгнут только в судебном порядке. Заявитель, указал также, что согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, которая может быть оспорена только в судебном порядке, является оспоримой сделкой, а в соответствии с пунктом 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год и на момент принятия решении и выдачи предписания истек.
При принятии судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в вышеуказанных действиях Палаты имущественных отношений нарушений Закона о защите конкуренции.
С данным выводом правомерно согласился и апелляционный суд.
Между тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным обоснованно признан судом апелляционной инстанции неверным.
На основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче в случаях, указанных в названном Законе, органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (статья 51 Закона о защите конкуренции).
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 03.09.2013 выдано антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу.
Данным предписанием Палате имущественных отношений предписано в срок до 15 ноября обеспечить возврат в муниципальную собственность вышеуказанных земельных участков.
Как установлено судом, при рассмотрении дела N 06-155/2013 Палатой имущественных отношений представлялись антимонопольному органу пояснения по делу и соответствующие документы, в том числе документы по аукциону, копия договора от 07.04.2011 N 17, заключенного по результатам торгов, акта приема-передачи и др. (т.3 л.д. 24-25, 102-107).
Таким образом, антимонопольный орган на момент принятия решения и выдачи предписания располагал сведениями о нахождении указанных земельных участков в собственности победителя аукциона на основании договора от 07.04.2011 N 17.
Между тем 03.09.2013, то есть через два с лишним года после заключения и исполнения договора купли-продажи земельных участков от 07.04.2011, выдается предписание, обязывающее заявителя в срок до 15 ноября обеспечить возврат земельных участков в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в указанной части, учел наличие зарегистрированного права собственности "Аксу Агро" на указанные земельные участки согласно договору купли-продажи от 07.04.2011 N 17, заключенного по результатам аукциона; о нахождении указанных земельных участков в залоге у АКБ "АК БАРС", в связи с чем пришел к правильному выводу, что предписание не отвечает требованиям исполнимости.
Кроме того, перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению, в силу пункта 3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339, должен быть перечислен в решении антимонопольного органа, тогда как в оспариваемом решении от 03.09.2013 перечень действий, подлежащих включению в предписание, их описание, не указаны, а содержится лишь общее указание на необходимость выдачи Палате имущественных отношений предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Таким образом, апелляционным судом правомерно отменено решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Палаты имущественных отношений о признании незаконным предписания управлению от 03.09.2013 N 06-155/2013.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу N А65-27021/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в указанной части, учел наличие зарегистрированного права собственности "Аксу Агро" на указанные земельные участки согласно договору купли-продажи от 07.04.2011 N 17, заключенного по результатам аукциона; о нахождении указанных земельных участков в залоге у АКБ "АК БАРС", в связи с чем пришел к правильному выводу, что предписание не отвечает требованиям исполнимости.
Кроме того, перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению, в силу пункта 3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339, должен быть перечислен в решении антимонопольного органа, тогда как в оспариваемом решении от 03.09.2013 перечень действий, подлежащих включению в предписание, их описание, не указаны, а содержится лишь общее указание на необходимость выдачи Палате имущественных отношений предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2014 г. N Ф06-14294/13 по делу N А65-27021/2013