г. Казань |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А55-20970/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Самарский диагностический центр" - Дружинина В.А., доверенность от 12.09.2013 N 44,
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - Сомова А.Б., доверенность от 09.01.2014 N 11/1, Спицыной О. Н., доверенность от 09.01.2014 N 11/17,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-20970/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский диагностический центр" (ИНН 6311011743, ОГРН 1026300523237) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области об оспаривании акта, по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области к открытому акционерному обществу "Самарский диагностический центр" (ИНН 6311011743, ОГРН 1026300523237) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарский диагностический центр" (далее - общество, диагностический центр) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - фонд) от 19.06.2013 плановой проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2011 по 31.03.2013, уточненного сообщением о результатах рассмотрения возражений общества на этот акт.
Фонд заявил встречные требования о взыскании с заявителя 3 846 857 рублей, в том числе 2 571 069 рублей - средства, использованные не по целевому назначению; 1 131 868 рублей - штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 131 868 рублей в январе-ноябре 2011 года; 143 920 рублей - штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 439 201 рублей в декабре 2011 года, в 2012 году и в первом квартале 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2014 требование общества удовлетворено, в удовлетворении встречных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Фондом проведена плановая проверка целевого и рационального использования обществом средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.03.2013, по результатам которой составлен акт от 19.06.2013.
Указанным актом установлено нецелевое использование диагностическим центром денежных средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 2 921 987 рублей, в том числе: в 2011 году - в сумме 1 406 792 рублей, в 2012 году - в сумме 1 372 415 рублей, в первом квартале 2013 года - в сумме 142 780 рублей.
Согласно сообщению от 01.07.2013 о результатах рассмотрения возражений на акт проверки фонд обязал диагностический центр возвратить денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 2 571 069 рублей (из них, за 2011 год - в сумме 1 406 792 рублей (в том числе, за декабрь - в сумме 274 924 рублей), за 2012 год - в сумме 1 043 105 рублей, за первый квартал 2013 года - в сумме 121 172 рублей), а также уплатить штраф в сумме 1 275 788 рублей.
Судами оспариваемый акт (с учетом его корректировки сообщением о результатах рассмотрения возражений) признан недействительным и в удовлетворении встречных требований фонда отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
В оспариваемом акте фондом сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 5383 рублей из-за неверного распределения расходов на покупку мягкого инвентаря между средствами ОМС и нецелевыми средствами.
Между тем законодательство о бухгалтерском учете предоставляет организациям право самостоятельно разрабатывать обоснованные способы ведения раздельного учета средств целевого и нецелевого финансирования, отражая такие способы в учетной политике организации.
Как отмечено судами, учетной политикой диагностического центра на 2012 год предусмотрено деление расходов на мягкий инвентарь по источникам финансирования непосредственно в момент оприходования на склад этого мягкого инвентаря с отражением данной операции в бухгалтерском учете на счете 10.6.0 "Материалы" в корреспонденции со счетом 60.1.0.0 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Отнесение расходов на средства ОМС производится в процентной доле количества исследований по ОМС к общему количеству исследований по всему диагностическому центру по специальному ежегодному статистическому расчету. Последующая корректировка расходов по источникам финансирования в момент передачи со склада диагностического центра в конкретное отделение диагностического центра ни учетной политикой организации, ни иными нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, не предусмотрена.
Поэтому судами сделан вывод о недоказанности нецелевого использования средств ОМС в сумме 5383 рублей.
Фонд указал на нецелевое использование средств ОМС в сумме 251 170 рублей, направленных на покупку электродов дискретных к анализатору, не используемому для проведения исследований в рамках ОМС.
Вместе с тем судами из анализа скрин-шотов из системы ЕОР-Софт "ТФОМС Навигатор" за 2011-2013 годы и выписки из руководства пользователя анализатора "OLIMPUS" установлено, что данный анализатор, для которого приобретались электроды, используется для проведения исследований в рамках программы ОМС по коду 5.1.111 "Определение калия, натрия, хлора, кальция, магния, лития". При этом доля услуг по ОМС, выполняемая на этом анализаторе, составляет более 60 процентов.
Соответственно, требования фонда о возврате в бюджет вышеуказанной суммы и об уплате соответствующих штрафных санкций незаконны.
В акте фонда отмечено нецелевое использование заявителем средств ОМС в сумме 80 292 рублей 91 копеек в связи с приобретением в декабре 2011 года дозаторов (код 14 29197111 по ОКОФ), которые не относятся к медицинскому инструментарию.
Код 14 29197111 по ОКОФ относится к промышленным дозаторам, входящим в группу "Машины и оборудование".
Судами установлено, что указанные дозаторы используются для механического ручного (приводимого в действие мышечной силой человека) объемного дозирования образцов жидкости при проведении анализов крови, мочи и т.д. с последующим переносом этой жидкости из одной емкости в другую. Данные дозаторы выполняют функции, аналогичные функциям пипетки или шприца, которые относятся к медицинскому инструментарию. Таким образом, данные дозаторы относятся к медицинскому инструментарию, поскольку являются средством переноса жидкостей между различными емкостями. Поэтому нецелевое использование средств ОМС не допущено.
В оспариваемом акте указано на нецелевое использование средств ОМС в суммах 128 989 рублей и 40 875 рублей 66 копеек, состоящих соответственно из заработной платы и начислений на заработную плату врачей ультразвуковой диагностики Исаевой О.Е. и Бабкова Л.Г., а также врача функциональной диагностики Поляковой И.О., не принимавших участия в оказании услуг ОМС.
Однако из материалов дела (ведомостей врачебных посещений, списков пациентов, сведений центра автоматизированной обработки информации и др.) судами установлено, что врачи ультразвуковой диагностики Исаева О.Е. и Бабков Л.Г., а также врач функциональной диагностики Полякова И.О. оказывали медицинские услуги по ОМС в те периоды времени, которые указаны в акте.
Признавая ошибочным вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС в связи с приобретением в 2012 году набора диагностического иммуноферментного и реагента in vitro для определения инсулиноподобного фактора роста, суды признали, что указанные наборы и реагенты используются для проведения исследований по применяемым в ОМС методикам с кодами 5.29.5.8 и 5.3.23 и данные исследования в диагностическом центре в 2012 году проводились, что подтверждается сведениями отдела компьютерного обеспечения.
Фонд указал на нецелевое использование средств ОМС в сумме 103 168 рублей в виде процентов, начисленных банком на остаток денежных средств на банковских счетах по учету денежных средств ОМС. Указанные денежные средства были перечислены диагностическим центром на банковский счет по учету нецелевых денежных средств.
В соответствии с пунктом 5.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Самарской области, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 26.05.2005 N 59, диагностический центр обязан открывать отдельные счета в банках для проведения операций по получению и расходованию денежных средств.
Расчетные счета открываются банками путем заключения договора на ведение банковского счета с владельцем денежных средств.
Согласно письму открытого акционерного общества "ПЕРВОБАНК" от 06.09.2013 N 028/166-10 оплата услуг банка по операциям на расчетном счете заявителя по учету средств ОМС составила в 2011 году 416 189 рублей 91 копеек, а в 2012 году - 420 165 рублей 67 копеек.
Указанные денежные средства списаны банком, соответственно, в 2011 и 2012 годах с расчетного счета диагностического центра по учету нецелевых средств. Списание средств с расчетного счета диагностического центра по учету нецелевых средств в оплату услуг по ведению расчетного счета по средствам ОМС было произведено по инициативе диагностического центра (соглашение к договору банковского счета от 28.09.2007 N 029Е/170-4).
При этом в 2011 и 2012 годах банком были начислены проценты на остаток денежных средств на расчетном счете по учету средств ОМС в суммах 43 449 рублей и 59 719 рублей, соответственно. Эти денежные средства перечислены диагностическим центром на расчетный счет по учету нецелевых средств в качестве компенсации части расходов по обслуживанию расчетного счета по учету средств ОМС.
Таким образом, какого-либо нецелевого расходования средств ОМС в рассматриваемом случае не произошло, так как доходы и расходы диагностического центра в сумме 103 168 рублей представляют собой доходы и расходы, связанные с договором на ведение банковского счета. Открытие же указанного банковского счета обусловлено требованиями нормативного документа, устанавливающего правила ОМС в Самарской области.
Актом выявлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 204 827 рублей в виде оплаты труда работников (врачи Клеванская А.А., Монеткина Л.В., Протопопова О.А., Клементьева Г.П., Ударцева Е.О., Христофорова О.В., Волкова Л.В., Горбачева Ю.Е.), не принимавших участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС.
Однако из материалов дела (ведомостей врачебных посещений, списков пациентов, сведений автоматизированной обработки информации и др.) судами установлено, что эти врачи оказывали медицинские услуги по ОМС в те периоды времени, которые указаны в акте.
В чем именно заключается нецелевое использование средств ОМС, выплаченных в виде заработной платы поименованным выше врачам, с учетом положений тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области на 2011-2013 годы, в акте не содержится.
Так, вышеназванными тарифными соглашениями установлено, что из средств ОМС формируется часть фонда оплаты труда медицинской организации. Другая часть фонда оплаты труда медицинской организации может формироваться из средств от оказания платных услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования. Образованный фонд оплаты труда используется для начисления и выдачи заработной платы и других предусмотренных трудовым законодательством выплат персоналу медицинской организации в соответствии с заключенными трудовыми договорами с ее работниками и в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда. Этот фонд также используется для формирования установленных законом начислений на заработную плату. Разделение заработной платы конкретному работнику на начисленную заработную плату из той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств ОМС, и на начисленную заработную плату из той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств от оказания платных услуг, носит условный характер и обусловлена единым алгоритмом ее начисления и особенностями коллективной формы образования фонда оплаты труда, действующей в диагностическом центре. При этом источники оплаты труда указанных выше врачей можно перераспределить таким образом, что в их заработную плату вовсе не войдут средства ОМС. Однако такое перераспределение не приведет к уменьшению средств ОМС, направленных на оплату труда в конкретном календарном месяце.
Из содержания акта следует, что формирование и расходование диагностическим центром той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств ОМС, произведено в полном соответствии с тарифными соглашениями.
При этом фондом установлена экономия обществом средств фонда оплаты труда, формируемого за счет средств ОМС. Все сэкономленные в 2011-2013 годах средства фонда оплаты труда диагностический центр направил на приобретение медикаментов для оказания услуг по ОМС. Поэтому требование фонда о возврате суммы 204 827 рублей и об уплате соответствующих штрафных санкций судами признаны необоснованными.
Вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 34 301 рублей в виде оплаты труда переводчика Трониной Е.Г., якобы не принимавшей участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС, судами признан противоречащим материалам дела, поскольку из них усматривается, что переводчик Тронина Е.Г. участвовала в переводе текстов оперативных консультаций с производителями импортных медицинских установок, используемых для оказания услуг ОМС, при возникновении нештатных ситуаций и отказов в работе техники.
По основаниям, изложенным выше, суды признали ошибочным вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 69 559 рублей в виде начислений на оплату труда врачей Клеванской А.А., Монеткиной Л.В., Протопоповой О.А., Клеменьевой Г.П., Ударцевой Е.О., Христофоровой О.В., Волковой Л.В., Горбачевой Ю.Е., Исаевой О.Е., Бабкова Л.Г., Поляковой И.О. и переводчика Трониной Е.Г., якобы не принимавших участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС.
Что касается нецелевого использовании средств ОМС в сумме 9503 рублей 57 копеек в виде оплаченных за счет средств ОМС изделий медицинского назначения, которые были отпущены в Центральное стерилизационное отделение, то как отмечено судами, согласно "Положения о Центральном стерилизационном отделе в открытом акционерном обществе "СДЦ" товарно-материальные ценности (химреактивы, индикаторы, стерилизационные и моющие средства и другие материалы), передаваемые в Центральный стерилизационный отдел, используются для обработки и стерилизации медицинского инструментария, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря и т.д., используемых для оказания услуг по ОМС.
Отнесение диагностическим центром всех расходов на такие товарно-материальные ценности в 2011-2013 годах на счета оказания услуг по предпринимательской деятельности было ошибочным и привело лишь к занижению расходов по ОМС в этом периоде.
Нецелевое использование средств ОМС приводит к получению лицом, допустившим такое нецелевое использование, дохода в виде товаров, работ, услуг, неправомерно приобретенных за счет этих средств целевого финансирования. При этом источником возврата в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования неправомерно использованных денежных средств является неправомерно полученный доход.
Из оспариваемого акта следует, что фондом выявлено нецелевое использование средств ОМС в суммах 1 231 333 рублей 64 копеек и 381 887 рублей 58 копеек.
До составления акта указанные средства фактически были возвращены диагностическим центром самостоятельно на банковский счет по учету денежных средств ОМС с расчетного счета по учету нецелевых средств и использованы по целевому назначению в соответствии с действующими нормативными документами по ОМС.
Поскольку вышеуказанные суммы фактически были использованы диагностическим центром по целевому назначению, у него отсутствует доход от нецелевого использования этих сумм, то есть источник возврата этих средств. В этой связи требование акта о перечислении в бюджет указанных денежных средств будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих диагностическому центру, то есть применение к нему штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
В обжалуемых судебных актах дано подробное правовое обоснование доводов фонда о нецелевом использовании средств ОМС.
Судебная коллегия признает ошибочным довод фонда о том, что оспариваемый акт не может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в обжалуемом акте плановой проверки от 19.06.2013 фонд, сославшись на пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, потребовал от диагностического центра возвратить в бюджет фонда обязательного медицинского страхования средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить соответствующие штрафы, а также предоставить в 15-тидневный срок со дня получения акта информацию о выполнении указанных требований.
Таким образом, непосредственно данным актом на общество возлагаются определенные обязанности и тем самым нарушаются его права и законные интересы.
В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-ОК к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Следовательно, акт проверки с сообщением о результатах рассмотрения возражений может быть оспорен в судебном порядке в порядке, предусмотренном главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу N А55-20970/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
...
Судебная коллегия признает ошибочным довод фонда о том, что оспариваемый акт не может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в обжалуемом акте плановой проверки от 19.06.2013 фонд, сославшись на пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, потребовал от диагностического центра возвратить в бюджет фонда обязательного медицинского страхования средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить соответствующие штрафы, а также предоставить в 15-тидневный срок со дня получения акта информацию о выполнении указанных требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2014 г. N Ф06-14041/13 по делу N А55-20970/2013