г. Казань |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А55-26192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Мишушина П.Н., доверенность от 09.01.2014,
ответчика - Кирилиной Д.М., доверенность от 22.08.2014, Тишиной Н.В., доверенность от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ЭкоСфера"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-26192/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "ЭкоСфера" (ОГРН 1086320017079, ИНН 6323109334) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействительным приказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЭкоСфера" (далее - заявитель, ЗАО "ЭкоСфера", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Самарской области, ответчик) о признании недействительным приказа от 23.09.2013 N 322 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, обязании УФАС России по Самарской области исключить сведения о ЗАО "ЭкоСфера" из реестра хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители УФАС России по Самарской области в судебном заседании кассационную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, приказом УФАС России по Самарской области от 23.09.2013 N 322 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" (далее - приказ от 23.09.2013 N 322) ЗАО "ЭкоСфера" включено в Реестр по товарной позиции "транспортировка твердых коммунальных отходов" (далее - ТКО) в географических границах городского округа Тольятти, с долей более 35%.
Считая вышеуказанный приказ от 23.09.2013 N 322 несоответствующим положениям действующего законодательства, ЗАО "ЭкоСфера" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ УФАС России по Самарской области соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 N 773/12 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы" УФАС России по Самарской области был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г.о. Тольятти в 2012 году.
Судами установлено, что указанный анализ соответствует требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа).
В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, а также Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности выделены самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок: услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов; услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).
Согласно Федеральному закону 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
При этом УФАС России по Самарской области обоснованно исходил из того, что отношения в сфере обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом технологического цикла отходов (далее - ТЦО) может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по транспортированию, хранению, захоронению, обезвреживанию, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует).
Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.
Как правомерно указали суды, учитывая различный характер услуг по транспортировке и размещению, названные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом в рамках проведения анализа конкуренции на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в 2012 году в г.о. Тольятти в соответствии с Порядком проведения анализа был рассмотрен вопрос о взаимозаменяемости исследуемой услуги.
В рамках анализа рынка УФАС России по Самарской области сделан вывод, что услуга по транспортировке твердых коммунальных отходов заменителей не имеет, поскольку это уникальная услуга, связанная с изъятием твердых коммунальных отходов с мест их образования и перемещением к местам их захоронения.
Исходя из проанализированных договорных отношений между хозяйствующими субъектами, из анализа опроса потребителей услуг транспортировки ТКО, а также руководствуясь методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, продуктовые границы рынка обоснованно определены как услуга по транспортировке твердых коммунальных отходов, наряду с услугой размещения ТКО.
Ссылка общества на письма Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Самарастат) от 23.10.2013 N 64/545-Др, от 24.10.2013 N 64/582-Др, на основании которых обществом самостоятельно определена доля ЗАО "ЭкоСфера" на рынке ТКО в границах г.о. Тольятти 11,63%, правомерно признана судами необоснованной. Указанному доводу судами дана надлежащая оценка.
Также судами правомерно отклонен довод ЗАО "ЭкоСфера" о том, что УФАС России по Самарской области неправильно определен состав хозяйствующих субъектов, ему дана надлежащая оценка, для переоценки выводов судов оснований не имеется.
Доводы ЗАО "ЭкоСфера" о том, что не учтена деятельность ОАО "ЗПБО" на указанном товарном рынке, судами не приняты по следующим основаниям.
Как следует из содержания письма от 15.01.2014 N 11, ОАО "ЗПБО" оказало "транспортные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в количестве 7384,98 куб.м. на основании договора, заключенного между ОАО "ЗПБО" и ОАО "АВТОВАЗТРАНС".
Однако между ОАО "ЗПБО" и ОАО "АВТОВАЗТРАНС" заключен договор на оказание транспортных услуг от 09.02.2012. Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что исполнитель (ОАО "ЗПБО") обязуется в установленные договором сроки выполнить транспортные услуги (работы) для ООО "ПППО", а заказчик (ОАО "АВТОВАЗ-ТРАНС") осуществлять контроль за выполнением услуг (работ) и оплатить выполненные Исполнителем транспортные услуги (работы) в соответствии с условиями договора.
Следовательно, ОАО "ЗПБО" оказывает услуги по предоставлению транспортных средств (мусоровозов), в рамках договора на оказание транспортных услуг от 09.02.2012. При этом возможность оказания услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов указанным договором не предусмотрена.
Кроме того, согласно приложению N 1 к договору от 09.02.2012 представлен расчет цены на услуги, выполняемые ОАО "ЗПБО" для ОАО "АВТОВАЗ-ТРАНС", в единицах измерения тарифа руб./машиночас.
Письмом от 16.07.2013 N 251 ОАО "ЗПБО" сообщило, что оказывает услуги по переработке ТБО (твердых бытовых отходов). Кроме того, основным видом деятельности ОАО "ЗПБО" является обезвреживание ТБО с последующим направлением отходов, остающихся после переработки на пол и юны с целью захоронения.
Таким образом, суды правомерно указали, что имеющиеся документы и сведения не свидетельствуют о том, что ОАО "ЗПБО" являлся субъектом рынка по транспортировке ТКО в г.о. Тольятти в 2012 году. Следовательно, объем услуг, указанный в письме ОАО "ЗПБО" от 15.01.2014 N 11, на которое ссылается ЗАО "ЭкоСфера", не может быть учтен при расчете ёмкости рынка по транспортировке ТКО, поскольку ОАО "ЗПБО" не осуществляет данный вид деятельности и не является субъектом рынка по транспортировке ТКО.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что оснований для признания приказа от 23.09.2013 N 322 недействительным не имеется.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы общества являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы общества необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А55-26192/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 N 773/12 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы" УФАС России по Самарской области был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г.о. Тольятти в 2012 году.
Судами установлено, что указанный анализ соответствует требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа).
...
Согласно Федеральному закону 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2014 г. N Ф06-14737/13 по делу N А55-26192/2013