г. Казань |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А55-26710/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Бажан П.В.)
по делу N А55-26710/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 23, площадью 10 кв. м под установку временного киоска "Яйцо", содержащийся в сообщении от 03.10.2013 N 12-1/2484/11-а, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ министерства в предоставлении предпринимателю в аренду вышеуказанного земельного участка, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя и направления проекта договора аренды.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 06.09.2011 N 12-1/2484/11-а о предоставлении в аренду земельного участка под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-34747/2009 признано незаконным заключение уполномоченного муниципального органа о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
Поскольку заявление предпринимателя от 06.09.2011 министерством не рассмотрено в сроки, установленные законодательством, на министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя по существу заявленных требований.
05.09.2012 министерство, рассмотрев указанное заявление, отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2012 по делу N А55-33196/2012 отказ министерства признан незаконным. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Министерство сообщением от 03.10.2013 N 12-1/2484/11-а области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Предприниматель, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судами установлено, что по данному земельному участку заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2009 по делу N А55-34747/2009 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение от 27.09.2010 N РД-1157 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На момент возникновения спорных правоотношений министерство обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0104003:1858.
Давая оценку представленным доказательствам, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что ответчиком не соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Исходя из статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Предприниматель обратился в министерство за предоставлением земельного участка под установку временного киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией в 2009 году. В последствии заявителем проводилась работа по формированию данного земельного участка, постановке его на кадастровый учет, восстанавливались нарушенные права в судебном порядке.
На момент обращения предпринимателя к ответчику Схема размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Самара, на которую сослался податель жалобы, утверждена не была.
Отсутствие объектов нестационарной торговли заявителя в вышеназванной схеме признано судами двух инстанций обстоятельством, которое не является препятствием для предоставления спорного земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по спору между теми же сторонами от 14.08.2014 N А55-26711/2013, от 19.08.2014 N А55-26712/2013, от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 N ВАС-9583/2014 в передаче дела N А55-20502/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание ранее рассмотренные дела и с учетом конкретных обстоятельства данного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А55-26710/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
Отсутствие объектов нестационарной торговли заявителя в вышеназванной схеме признано судами двух инстанций обстоятельством, которое не является препятствием для предоставления спорного земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по спору между теми же сторонами от 14.08.2014 N А55-26711/2013, от 19.08.2014 N А55-26712/2013, от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 N ВАС-9583/2014 в передаче дела N А55-20502/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2014 г. N Ф06-14778/13 по делу N А55-26710/2013