г. Казань |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А12-29654/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Ф.Г., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Волжскрезинотехника"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.02.2014 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-29654/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Волжскрезинотехника" (ИНН 3435006980, ОГРН 1023401999884), г. Волжский Волгоградской области, к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637), г. Волгоград, третьи лица: филиал N 8 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Волжский Волгоградской области, ревизор филиала N 8 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Коробова Наталия Алексеевна, г. Волжский Волгоградской области, о признании ненормативных правовых актов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Волжскрезинотехника" (далее - ЗАО "Волжскрезинотехника", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к филиалу N 8 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования) о признании недействительными решения от 15.10.2013 N 86 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также требования от 15.10.2013 N 86 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в размере 104 250,14 руб.; о признании недействительными решения от 15.10.2013 N 86 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также требования от 15.10.2013 N 86 н/с об обязании уплатить недоимку по страховым взносам в размере 1269,56 руб. и штраф в размере 253,91 руб.; о признании недействительными решения от 15.10.2013 N 86 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также требования от 15.10.2013 N 86 об обязании уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 107 285,41 руб., пени в размере 7514,75 руб., штраф в размере 607,05 руб.
Определениями от 06.02.2014 по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика филиала N 8 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на надлежащего - государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением от 12.02.2014 N А12-29654/2013, А12-29653/2013 и А12-29650/2013 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А12-29654/2013.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014, в удовлетворении требований ЗАО "Волжскрезинотехника" отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Главным специалистом - ревизором филиала N 8 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ЗАО "Волжскрезинотехника" проведена выездная проверка за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 по вопросу правильности определения расчетного периода, расчетной базы для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, правильности расчета среднедневного заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности, правильности определения трудового стажа работников для назначения пособия в процентном размере, наличие документов для оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами; по вопросу полноты начисления и уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правильность расходования данных средств, по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В результате проверки выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Так, за проверяемый период (2010-2012) в связи со сложившейся экономической ситуацией работодателем на предприятии установлен режим неполного рабочего времени. Об этом свидетельствуют локальные нормативные акты о введении режима неполного рабочего времени, принятые на основании статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом мнения выборного профсоюзного комитета и в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
За проверяемый период страхователем произведено расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности на сумму - 6 581 728,17 руб., по беременности и родам - 1 236 752,38 руб., по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 2 468 410,59 руб., при рождении ребенка - 276 516,90 руб., на погребение - 41 291,20 руб., дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами - 30 992,62 руб., единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности -12 124,86 руб. Всего 10 647 816,72 руб.
В связи с учетом режима неполного рабочего времени расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2010 году, а также расчет пособий по материнству в 2011-2012 годах по письменному заявлению работников производится в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (редакция от 19.10.2009) "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию".
Страхователь нарушил пункт 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255, пункт 16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, исключая из расчетного периода нерабочие календарные дни при работе в условиях неполной рабочей недели, тем самым увеличивая среднедневной заработок, что привело к необоснованному завышению пособий.
Данные факты нарушений выявлены в оплате пособий за счет средств Фонда социального страхования, что нашло отражение в актах выездной проверки от 16.09.2013 N 86, от 16.09.2013 N 86с/с, от 16.09.2013 N 86н/с и исследовано судами при рассмотрении дела.
Акты выездной проверки вручены руководителю ЗАО "Волжскрезинотехника" 16.09.2013.
Страхователю 18.09.2013 вручено уведомление от 18.09.2013 N 86 об участии в рассмотрении материалов документарной выездной проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки исполняющим обязанности директора филиала N 8 Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации приняты следующие решения: решение от 15.10.2013 N 86 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 104 250,14 руб., решение от 15.10.2013 N 86 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде обязания уплатить недоимку по страховым взносам в размере 1269,56 руб. и штраф в размере 253,91 руб., решение от 15.10.2013 N 86 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде обязания уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 107 285,41 руб., пени в размере 7514,75 руб., штраф в размере 607,05 руб.
Полагая, что решения и требования отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 вынесены с нарушением положений Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", общество обратилось в арбитражный суд.
Судами отказано в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
Пунктом 7 статьи 14 Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (жале - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2010 году, а также расчет пособий по материнству в 2011-2012 годах по письменному заявлению работников, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 2 настоящего Положения в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 Положения N 375.
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 настоящего Положения (пункт 16 Положения N 375).
В соответствии с пунктом 8 Положения N 375 при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются в том числе период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, а также начисленные за эти периоды суммы.
С учетом анализа указанных норм статей суды пришли к выводу, что наличие в расчетном периоде не полностью отработанных дней вследствие издания локальных нормативных актов о введении режима неполного рабочего времени в порядке статьи 74 ТК РФ, не влияет на расчет среднего заработка, который определяется в общеустановленном порядке путем деления суммы исчисленного за расчетный период заработка на число календарных дней, приходящихся на этот период.
При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что сумма не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 104 664,70 руб.
Сумма не принятых к зачету расходов по результатам проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством включается в базу для начисленных страховых взносов, как сумма выплат в пользу работников в том месяце, в котором были начислены расходы, произведенные с нарушением законодательства, и учитывается при расчете недоимки и пени, соответственно доначисление страховых взносов на общую сумму 104 664,70 руб. необходимо произвести в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно оспариваемого требования от 15.10.2013 N 86 заявителю необходимо возместить сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (недоимку) в сумме 107 285 руб. 41 коп. (104 664,70 руб. х 2,9 процента = 3035,27 руб.; 104 250, 14 руб. + 3035,27 руб. = 107 285,41 руб.), пени на данную недоимку в размере 7514,75 руб. и штраф в размере 607,05 руб. (3035,27 руб. х 20 процентов = 607,05).
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователем в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2. Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Судами правильно указано, что расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету (104 664,70 рублей) в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (так как на данные средства не начислялись страховые взносы и они уже выплачены работникам), соответственно они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, поскольку к ним не применимы положения пункта 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А12-29654/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователем в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2. Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Судами правильно указано, что расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету (104 664,70 рублей) в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (так как на данные средства не начислялись страховые взносы и они уже выплачены работникам), соответственно они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, поскольку к ним не применимы положения пункта 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2014 г. N Ф06-14536/13 по делу N А12-29654/2013