г. Казань |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А65-29239/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Крайновой С.Г., распоряжение от 30.12.2011 N 97,
ответчика - Новикова И.А., доверенность от 31.03.2014 N РБ-02/4520,
третьего лица - Догадина С.В., удостоверение N 178290/644,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.) по делу N А65-29239/2013
по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Аксубаево Аксубаевского района Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: прокуратура Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Аксубаево Аксубаевского района Республики Татарстан, о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата, Палата имущественных и земельных отношений, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 18.09.2013 по делу N 06-198/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение и предписание антимонопольного органа от 18.09.2013 по делу N 06-198/2013 признаны незаконными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 оставлено без изменения.
УФАС по РТ, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе Палате имущественных и земельных отношений в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания послужили результаты плановой проверки (дело N 06-198/2013) соблюдения антимонопольного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений.
В результате проверки антимонопольным органом установлено, что на земельном участке, расположенном по ул. Октябрьская, д. 3а, п.г.т. Аксубаево Аксубаевского муниципального района, хозяйствующими субъектами самовольно установлены торговые павильоны без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.
УФАС по РТ пришло к выводу о том, что Палатой имущественных и земельных отношений не осуществляется надлежащий муниципальный земельный контроль и вынесло решение от 18.09.2013 по делу N 06-198/2013, которым действия заявителя признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения Палате выдано предписание об устранении выявленных нарушений:
- в срок до 01.12.2013 принять соответствующие меры по демонтажу, перемещению и хранению самовольно установленных и незаконно размещенных торговых павильонов хозяйствующими субъектами без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельном участке, расположенном в Аксубаевском муниципальном районе, п.г.т. Аксубаево, ул. Октябрьская, д. 3а;
- в срок до 01.12.2013 разработать регламент, устанавливающий порядок и сроки по выявлению и демонтажу самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Палата имущественных и земельных отношений обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которое не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальный земельный контроль на территории Аксубаевского муниципального района осуществляется на основании Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Аксубаевского муниципального района, утвержденного Решением Совета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан от 24.04.2009 N 209 "О муниципальном земельном контроле в Аксубаевском муниципальном районе" (далее - Положение), в соответствии с Административным регламентом проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля, утвержденным Решением Совета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан от 17.02.2011 N 28 "Об административном регламенте проведения проверок муниципального земельного контроля" (далее - Регламент).
Пункт 4.1. Положения предусматривает осуществление муниципального земельного контроля в форме плановых и внеплановых проверок.
Согласно пункту 35 Регламента внеплановая выездная проверка индивидуальных предпринимателей может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, основанием для признания Палаты имущественных и земельных отношений нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции послужили обстоятельства, установленные в результате плановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
Прокурором Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан в адрес Главы Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан было направлено представление об устранении нарушений законодательства от 02.03.2013 N 2.8.3-13, в котором указывалось, что на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, п.г.т. Аксубаево, ул. Октябрьская д. 3а, площадью 1430 кв.м. выявлены самовольно установленные павильоны, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют о нарушении Палатой имущественных и земельных отношений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако судами установлено, что заявителем предпринимались меры по проведению муниципального контроля.
Палата имущественных и земельных отношений направляла в УФАС по РТ письмо от 21.02.2012 N 101, в котором сообщала об установке торговых павильонов в п.г.т. Аксубаево по ул. Октябрьской, д. 3а, без правоустанавливающих документов, а также о том, что торговля по данному адресу носит стихийный характер.
Заявитель направлял прокурору Аксубаевского района письмо от 11.07.2012 об утверждении плана проведения плановых проверок на 2013 год.
Также, в адрес Прокуратуры Аксубаевского района было направлено обращение от 03.05.2012 N 383 о проведении проверки индивидуальных предпринимателей, занимающих земельные участки по данному адресу.
Однако разрешений со стороны Прокуратуры Аксубаевского муниципального района на проведение указанных мероприятий не были даны, планы проверок не были утверждены.
Оценив в совокупности обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Палатой в течение 2012-2013 года предпринимались меры для проведения муниципального контроля.
Как обоснованно отметили суды, Палата имущественных и земельных отношений является казенным учреждением и не наделена функциями по выявлению, демонтажу, перемещению и хранению самовольно установленных и незаконно размещенных торговых павильонов хозяйствующими субъектами. В этой связи в смету расходов Палаты не могут быть заложены денежные средства на проведение указанных мероприятий. Снос незаконно установленных павильонов необходимо производить в рамках работы Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района с привлечением правоохранительных органов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недоказанным вывод ответчика, что действия (бездействие) Палаты имущественных и земельных отношений привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А65-29239/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, основанием для признания Палаты имущественных и земельных отношений нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции послужили обстоятельства, установленные в результате плановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
Прокурором Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан в адрес Главы Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан было направлено представление об устранении нарушений законодательства от 02.03.2013 N 2.8.3-13, в котором указывалось, что на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, п.г.т. Аксубаево, ул. Октябрьская д. 3а, площадью 1430 кв.м. выявлены самовольно установленные павильоны, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют о нарушении Палатой имущественных и земельных отношений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2014 г. N Ф06-14851/13 по делу N А65-29239/2013