г. Казань |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А49-5209/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Ломоносовой Л.В., доверенность от 20.01.2012,
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования города Кузнецка Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.02.2014 (судья Голованова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-5209/2013
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области, г. Кузнецк, к Муниципальному казенному унитарному предприятию город Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии, г. Кузнецк, Муниципальному образованию город Кузнецка Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области, г. Кузнецк, третьи лица: Управление финансов города Кузнецка Пензенской области, г. Кузнецк, Муниципальное учреждение Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, г. Кузнецк, о взыскании 38 107,58 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области (далее - заявитель, Инспекция, Межрайонная ИФНС N 1, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии (далее - первый ответчик) и Муниципальному образованию города Кузнецка Пензенской области в лице Муниципального учреждения Комитета по управлению имуществом города Кузнецка (далее - второй ответчик), Администрации города Кузнецка Пензенской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности транспортного налога с организаций за 2 квартал 2010 года в сумме 5000 руб., пеней по транспортному налогу в сумме 37 372,88 руб., начисленные за период с 16.05.2007 по 20.08.2012, штрафа по транспортному налогу в сумме 2605, 60 руб.
Определением по настоящему делу от 09.08.2013 произведена замена ответчиков: Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице Муниципального учреждения Комитета по управлению имуществом города Кузнецка и Администрации города Кузнецка Пензенской области на надлежащего ответчика - Муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Муниципальное учреждение Комитет по управлению имуществом города Кузнецка.
Судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принят отказ Инспекции от заявленных требований к Муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство".
Также судом первой инстанции принят отказ Инспекции к Муниципальному образованию города Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области в части взыскания транспортного налога с организаций за 2 квартал 2010 года в сумме 5000 руб. и штрафа по транспортному налогу в сумме 2605,60 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.02.2014 заявленные требования удовлетворены, с Муниципального образования города Кузнецка Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области за счет средств казны Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в доход бюджета взысканы пени по транспортному налогу в сумме 37 372,88 руб. Производство по делу в части требований к Муниципальному образованию город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области о взыскании транспортного налога с организаций за 2 квартал 2010 года в сумме 5000 руб. и штрафа по транспортному налогу в сумме 2605,60 руб. прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.02.2014 оставлено без изменения.
Муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт полностью отказав в удовлетворении требований Инспекции.
Представитель Инспекции в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ответчиков и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Муниципальным казенным унитарным предприятием города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в налоговый орган поданы налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по транспортному налогу за 2007 - 2011 годы.
Из представленных в материалы дела данных налогового обязательства предприятия следует, что авансовые платежи по транспортному налогу и транспортный налог за вышеуказанный период уплачивался предприятием с нарушением установленного законом срока.
За несвоевременную уплату транспортного налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени в размере 37 372,88 руб.
Налоговым органом в адрес предприятия направлены требования об уплате налогов, пеней, штрафа в добровольном порядке, вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств предприятия на счетах в банках и направлены инкассовые поручения в банки, обслуживающие предприятие; вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
На основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика возбуждены исполнительные производства.
29.05.2012 Администрацией города Кузнецка принято решение N 646 о ликвидации Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство".
7.06.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 58 N 001837066.
Информационное сообщение о ликвидации предприятия, порядке и сроках заявления требований кредиторов опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 29 (387) от июля 2012 (часть 1)
В связи с ликвидацией предприятия исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, были окончены и переданы председателю ликвидационной комиссии по акту передачи.
В адрес ликвидационной комиссии налоговый орган направил письмо от 22.08.2012 N 11-09/10066, в котором уведомил о наличии у предприятия задолженности по состоянию на 20.08.2012 в сумме 18 830 031,96 руб., в том числе по налогам - 13 088 152,94 руб., и просил погасить имеющуюся задолженность в кратчайшие сроки. На вышеуказанное письмо налогового органа ответа от ликвидационной комиссии предприятия не поступило.
Ликвидационная комиссия, рассмотрев требования кредиторов, представила в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс от 06.11.2012.
10.12.2012 в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 58 N 001833015.
Поскольку должником требования налогового органа об уплате налоговых платежей не исполнены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Из выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что Муниципальное казенное унитарное предприятие города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство" 28.12.2006 зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет.
В соответствии со статьей 357 НК РФ указанное предприятие является плательщиком транспортного налога.
Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Пензенской области "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" от 18.09.2002 N 397-ЗПО предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи не позднее 15 числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Разница между суммой налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей подлежит уплате организациями не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям статей 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплачивать законно установленные налоги.
В силу пунктов 1, 2 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указал в пункте 12 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пункт 2 статьи 49 НК РФ предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Таким образом, в силу положений пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судами установлено, что учредителем Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство" является Муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области, все имущество предприятия находится в муниципальной собственности города Кузнецка, закреплено за предприятием на праве оперативного управления; город Кузнецк Пензенской области, его органы местного самоуправления не отвечают по обязательствам предприятия, кроме субсидиарной ответственности при недостаточности имущества предприятия.
В соответствии со статьями 27, 28, 33 Устава города Кузнецка Пензенской области (принят решением Собрания представителей города Кузнецка от 26.11.2009 N 114-13/5 с последующими изменениями) Администрация города Кузнецка является исполнительно-распорядительным органом города Кузнецка и осуществляет права собственника от имени Муниципального образования город Кузнецк. В частности, Администрация города Кузнецка управляет и распоряжается собственностью города Кузнецка в порядке, установленном действующим законодательством и решениями Собрания представителей; закрепляет имущество на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, управляет муниципальным долгом города Кузнецка.
Поскольку постановлением Администрации города Кузнецка от 29.05.2012 N 646 принято решение о ликвидации Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство", налоговый орган письменно обратился к ликвидационной комиссии с требованиями о погашении задолженности по состоянию на 20.08.2012 в сумме 18 830 031,96 руб. С письмом представлена справка N 18388 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 20.08.2012.
На указанное письмо от ликвидационной комиссии предприятия заявителем ответ не получен.
В силу положений пункта 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно промежуточному ликвидационному балансу предприятия и пояснительной записке к нему, размер дебиторской задолженности предприятия составляет 7 314 000 руб., размер кредиторской задолженности - 22 069 000 руб., непокрытый убыток составляет 561 000 руб. Инспекция включена в реестр кредиторов МКУП "Городское коммунальное хозяйство".
Судами установлено, что денежные средства у казенного предприятия отсутствуют, а все имущество состоит из нежилого здания магазина, 3-х кассовых аппаратов, детектора валют, электросчетчика и урны. Доказательств того, что за счет указанного имущества должник получит денежные средства, необходимые для погашения кредиторской задолженности, в материалах дела не имеется. На момент рассмотрения дела в суде право оперативного управления предприятия на недвижимое имущество - нежилое здание магазина не зарегистрировано, следовательно, правовых оснований для его продажи в настоящее время не имеется.
С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса (06.11.2012) прошло более одного года, но ликвидационная комиссия казенного предприятия не уплатила задолженность по налоговым платежам в бюджет.
Следовательно, как правомерно указали суды, основной должник (ликвидационная комиссия) не может удовлетворить требования налогового органа.
С учетом вышеизложенного судами сделан правомерный вывод о том, что у ликвидируемого предприятия отсутствует имущество, за счет реализации которого могла бы быть погашена задолженность по налоговым платежам, включенная в промежуточный ликвидационный баланс, в связи с чем, имеются основания для привлечения к субсидиарной ответственности собственника предприятия по долгам последнего
Таким образом, требования налогового органа о взыскании в доход бюджета пени по транспортному налогу в сумме 37372,88 руб. в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области за счет средств казны Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области являются обоснованными и правомерно удовлетворены судами.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу N А49-5209/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Таким образом, в силу положений пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
...
В силу положений пункта 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф06-12886/13 по делу N А49-5209/2013