г. Казань |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А57-18627/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Коноплевой Г.А., доверенность от 02.09.2014 б/н,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2014 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-18627/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов" (ИНН 6453118467) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа в части, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Кедр-Т", общество с ограниченной ответственностью "Август-Эко",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов" (далее - общество, общество "Мехуборка-Саратов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 09.10.2013 N 19-171/172/тр в части признания общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Кедр-Т" и "Август-Эко" (далее - общества "Кедр-Т" и "Август-Эко).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением управления от 09.10.2013 N 19-171/172/тр действия общества, связанные с применением к объему отходов, принятых на полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) от обществ "Кедр-Т" и "Август-Эко", коэффициентов уплотнения, не соответствующих техническим характеристикам мусоровозов, используемых указанными обществами и ущемляющие их интересы, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписание обществу не выдано, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Судами установлено, что общество "Мехуборка-Саратов" занимает доминирующее положение на рынке услуг по захоронению отходов на мусорном полигоне в административных границах Энгельсского муниципального района Саратовской области, и имеет на указанном товарном рынке долю 100 процентов.
Между заявителем и обществами "Кедр" и "Август-Эко" заключены договора от 01.08.2012 N 110-П, N 111-П на оказание услуг по приему отходов для их дальнейшего размещения на полигоне ТБО.
Согласно приложению N 2 "Расчет по определению объема твердых бытовых отходов, принятых обществом "Мехуборка-Саратов" для размещения на полигоне города Энгельса" к указанным договорам, объем отходов, принятых на полигон ТБО, рассчитывается по формуле V=m\p, где m - масса ТБО в кг., р - плотность ТБО в размере 200 кг\куб.м.
Для оказания услуг по размещению отходов организации использую специализированный транспорт, оборудованный толкающими плитами или прессом, которыми загружаемые ТБО уплотняются механизировано.
Поскольку мусоровозы снабжены специализированными устройствами-уплотнителями общество "Мехуборка-Саратов" при принятии ТБО применяло коэффициент уплотнения 2,5.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статья 16 Закона N 89-ФЗ устанавливает требования к транспортированию отходов I-V классов опасности: наличие паспорта отходов I-V класса опасности, наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-V класса опасности на транспортных средствах, наличие документов для транспортирования и передачи отходов I-V класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов класса опасности, цели и места назначения их транспортирования
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 920 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Как усматривается из материалов дела, приказом комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - комитет) от 29.12.2011 N 35/13 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов обществом "Мехуборка-Саратов", осуществляющему свою деятельность на территории Энгельсского муниципального района", установлен экономически обоснованный тариф (с НДС) на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые обществом, с 01.02.2012 по 30.06.2012 в размере 29,79 рублей, с 01.07.2012 по 31.08.2012 г. в размере 31,52 рублей, с 01.09.2012 по 31.01.2013 в размере 32,76 рублей.
При расчете тарифа комитетом в соответствии с разделом 6 "Производственной программы" общества "Мехуборка-Саратов" были приняты натуральные показатели по утилизации (захоронению) ТБО.
При установлении тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО применен метод установления фиксированных тарифов, где основным экономическим показателем расчетного периода является объем захоронения ТБО в показателе натурального объема отходов, подлежащих утилизации, в соответствии с производственной программой общества.
Следовательно, суды обоснованно отметили, что установленный тариф по утилизации (захоронению) ТБО за кубический метр подлежит применению при расчетах по объему ТБО в натуральном объеме.
Из разъяснения Росприроднадзора по Саратовской области (от 24.07.2012 N 1736/дн) следует, что если используемые мусоровозы для сбора и транспортировки отходов к месту захоронения снабжены специальными устройствами - уплотнителями, имеют все необходимые сертификаты качества и произведены с соблюдением установленных норм, то возможен прием ТБО с учетом перерасчета на коэффициент уплотнения в соответствии с технической документацией мусоровоза.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области по делам N А57-23004/2012 и N А57-23005/2012 по искам обществ "Кедр-Т" и "Август-Эко" к обществу "Мехуборка-Саратов" о понуждении последнего заключить договоры на оказание услуг установлено, что для автомобилей, имеющих механизм уплотнения, объем принимаемых обществом "Мехуборка-Саратов" ТБО исчисляется исходя их технических характеристик автомобиля, используемых обществами "Август-Эко" и "Кедр-Т", с учетом коэффициента уплотнения, указанного в технической документации.
Таким образом, в случае применения коэффициента уплотнения при расчете объеме ТБО, он должен соответствовать техническим характеристикам мусоровозов, используемых обществами "Кедр-Т" и "Август-Эко".
Судами установлено, что общество "Мехуборка-Саратов" применила завышенные коэффициенты уплотнения, размер которых составил 2,5, а не 1,5-2, как это установлено технической документацией мусоровозов, используемых обществами "Кедр-Т" и "Август-Эко".
При этом объем ТБО, принимаемый обществом на полигон по договору от 01.08.2012 N 110-П от общества "Кедр-Т", составил: ЗИЛ КО-449-10 номерной знак: В117ОУ, В241ОС, В285ОС, В285ОС, В298ОС, В292ОС, В293ОС - по 25 куб.м., а должен быть - по 15-20 куб.м.; ЗИЛ МКС-2701 номерной знак В659ВУ - 23 куб.м., а должен быть - 10 куб.м.; ЗИЛМКМ-2 номерной знак Р659ВУ - 23 куб.м., а должен быть - 10 куб.м.; ЗИЛ (бортовой) номерной знак Х865 АР - 11 куб.м., фактически - 11 куб.м.
Объем ТБО, принимаемый заявителем на полигон по договору от 01.08.2012 N 111-П от общества "Август-Эео", составил: ЗИЛ КО-499-10 номерной знак В432ОС, В290ОС, В394ОС, В296ОС, С641ТТ, В292ОС - по 25 куб.м., а должен быть по 15-20 куб.м.; ЗИЛ МКМ-2701 номерной знак В288ОС - 23 куб.м., а должен быть - 10 куб.м.; ЗИЛ (бортовой) номерной знак В019ТХ - 11 куб.м., фактически 11 куб.м.
Вместе с тем согласно таблиц N 1 к договорам от 01.08.2012 N 110-П и N 111-П, объем принимаемых обществом "Мехуборка-Саратов" отходов на полигон ТБО от обществ "Кедр-Т" и "Август-Эко", составляет 23-25 куб.м.
Применение обществом "Мехуборка-Саратов" завышенных коэффициентов к объему отходов подтверждается и талонами на размещение отходов, выдаваемыми обществом своим контрагентам, из содержания которых следует, что объем ввозимых обществами "Кедр-Т" и "Август-Эко" ТБО равен 25 куб.м. и 23 куб.м., соответственно.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом у обществ "Кедр-Т" и "Август-Эко" запрошены копии технических паспортов транспортных средств, эксплуатируемых организациями, и руководства по эксплуатации.
Согласно представленных копий технических паспортов транспортных средств коэффициент уплотнения у мусоровоза марки ЗИЛ КО-449-10 составляет от 1,5 до 2, а у мусоровозов марки ЗИЛ МКМ-2701 и ЗИЛ МКМ-2 коэффициент уплотнения документацией не установлен.
Заявитель в антимонопольный орган представил распечатки с сайта www.pikavto-nn.ru относительно технических характеристик мусоровозов марки ЗИЛ КО-449-10, ЗИЛ МКМ-2701 и ЗИЛ МКМ-2, подтверждающие, по его мнению, правомерность применения им коэффициента уплотнения 2,5.
Не принимая во внимание данную распечатку, антимонопольный орган указал на то, что вышеназванный сайт является сайтом компании ПиК Авто, основной деятельностью которой является продажа спецтехники отечественного производства, такой как КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, МАЗ и импортного производства. Одним из основных направлений деятельности компании является переоборудование автомобилей, в том числе переоборудование грузовых автомобилей. Указанный сайт не является официальным сайтом производителя мусоровозов марки ЗИЛ КО -449-10, ЗИЛ МКМ-2701 и ЗИЛ МКМ-2, и, следовательно, технические характеристики, указанные на данном сайте к мусоровозам, не могут соответствовать критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Кроме того, обосновывая заявленное требование, заявитель сослался на письмо открытого акционерного общества "Ряжский авторемонтный завода (далее - общество "Ряжский авторемонтный завод") от 13.02.2013 N 14, согласно которому коэффициент уплотнения мусоровозов марки ЗИЛ МКМ-2701 и ЗИЛ МКМ-2 равен 2,37.
Вместе с тем, как усматривается из названного письма, заявителю сообщено о технических характеристиках мусоровоза марки ЗИЛ МКМ-2, следовательно, коэффициент уплотнения в размере 2,37 относится только к мусоровозу марки ЗИЛ МКМ-2. Технической документацией общества "Ряжский авторемонтный завод" на мусоровозы марки МКМ-111, МКМ-2, МКМ-2101, МКМ-2301, МКМ-2701, МКМ-2901, МКМ-6001, МКМ-6101 коэффициент уплотнения не установлен. Кроме того, заявителем коэффициент, равный 2,37 при расчете объема также не применялся
Таким образом, указание в решении антимонопольного органа на отсутствие данного коэффициента является обоснованным.
Также в материалах дела также имеется письмо общества "Ряжский авторемонтный завод" из которого следует, что объем кузова мусоровоза марки ЗИЛ МКМ-2 9,5 куб.м., коэффициент уплотнения равен 2,37, следовательно, объем ТБО, принимаемых обществом "Мехуборка-Саратов" на полигон, равен 9,5 куб.м. х 2,37 = 22,5 куб.м.
Поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что общество "Мехуборка-Саратов" применяло коэффициент не соответствующий техническим характеристикам мусоровоза марки ЗИЛ МКМ-2.
Более того, обществами "Кедр-Т" и "Август-Эко" представлены экспертные исследования N 34/14 и N 35/14, произведенные обществом с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка". Согласно указанным экспертным исследованиям коэффициент уплотнения для мусоровоза КО-449-10 на шасси ЗИЛ-494560 составляет 2,0, для мусоровоза МКМ-2 - 2,37.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности применения обществом "Мехуборка-Саратов" максимального коэффициента уплотнения.
Ссылки заявителя кассационной жалобы, в том числе на факт подписания обществами "Кедр-Т" и "Август-Эко" актов выполненных обществом "Мехуборка-Саратов" работ по приему отходов, которые, по его мнению, подтверждают согласие с выставленным спорным коэффициентом, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А57-18627/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
...
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
...
Статья 16 Закона N 89-ФЗ устанавливает требования к транспортированию отходов I-V классов опасности: наличие паспорта отходов I-V класса опасности, наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-V класса опасности на транспортных средствах, наличие документов для транспортирования и передачи отходов I-V класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов класса опасности, цели и места назначения их транспортирования"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2014 г. N Ф06-14099/13 по делу N А57-18627/2013