г. Казань |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А72-11169/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Никишина В.В. (доверенность от 12.09.2014 N 7),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Ульяновская область, г. Димитровград,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2014 (судья Черланова Е.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А72-11169/2013
по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", г. Димитровград (ИНН 7302014651, ОГРН 1027300538066) к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал", г. Ульяновск (ИНН 7728778215, ОГРН 1117746565551) о понуждении к заключению государственного контракта, с участием третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Гортепло" г. Димитровград,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФКУ "ИК N 3 УФСИН по Ульяновской области", истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал" (далее - ООО "Ульяновский областной водоканал") и муниципальному унитарному предприятию "Гортепло" (далее - МУП "Гортепло") о понуждении к заключению государственного контракта.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.11.2013 МУП "Гортепло" исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014, исковые требования оставлены без удовлетворения. Пункты 3.1.1, 5.2, приложение N 1 государственного контракта N 13/2013 на отпуск воды и прием сточных вод приняты в редакции проекта государственного контракта N 13/2013, а именно в следующей редакции: пункт 3.1.1: "Обеспечить заказчику подачу холодной питьевой воды, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными нормами и правилами в объеме 345 000 куб.м в год. Принять лимитированный объем стоков: 115 000 куб.м в год; принять объем загрязняющих веществ: 115 000 куб.м в год в соответствии со спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта".
Пункт 5.2: "Сумма государственного контракта ориентировочно составляет 5 768 375 руб. 15 коп. с учетом НДС". Приложение N 1 - согласно тексту приложения N 1 контракта.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФКУ "ИК N 3 УФСИН по Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 25.01.2013 ООО "Ульяновский областной водоканал" (поставщик) направило в адрес ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области (государственный заказчик) проект государственного контракта N 13/2013 на отпуск воды и прием сточных вод со сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2013.
ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области государственный контракт подписан с протоколом разногласий.
Письмом от 10.04.2013 ООО "Ульяновский областной водоканал" отказало в согласовании протокола разногласий и не возражало против передачи спора об урегулировании разногласий на рассмотрение арбитражного суда.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта без учета объемов услуг по водоснабжению, водоотведению и приему загрязняющих веществ, оказываемых котельной N 27, находящейся на балансе МУП "Гортепло".
Установив, что ООО "Ульяновский областной водоканал" не уклонялось от заключения государственного контракта, а напротив, направило истцу проект государственного контракта, подписав его со своей стороны, однако данный государственный контракт подписан истцом ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области с протоколом разногласий, суды пришли к обоснованному выводу, что иск о понуждении к заключению контракта удовлетворению не подлежит.
Судами обоснованно указано, что между сторонами фактически имеется спор об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта.
Разногласия заключаются в части определения объемов холодной питьевой воды, стоков и сброса загрязняющих веществ, потребляемых ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области, и их стоимости.
Объемы и стоимость оказываемых ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области услуг указаны в пунктах 3.1.1, 5.2 и в приложении N 1 государственного контракта N 13/2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешение судом спора об урегулировании разногласий по конкретным условиям договора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Судами установлено, что на территории ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области находится котельная, которая присоединена к трубопроводу водоснабжения и водоотведения ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области.
Данная котельная ранее находилась на балансе государственного (унитарного) предприятия Учреждения ЮИ-78/3 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.
Право хозяйственного ведения государственного (унитарного) предприятия Учреждения ЮИ-78/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации на здание котельной прекращено на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 06.10.2011 N 560-р и от 17.05.2012 N 353-р прекращено.
Указанное имущество безвозмездно передано в собственность муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области.
С 2011 года здание котельной используется для обеспечения тепловой энергией и горячей водой жилых домов и иных объектов города Димитровграда.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2013 по делу N А72-3276/2013.
Постановлением администрации города Димитровграда от 02.11.2011 N 4181 данный объект был включен в реестр муниципального имущества. Впоследствии данный объект был закреплен за МУП "Гортепло" на праве хозяйственного ведения, 24.10.2012 была произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения на здание котельной за МУП "Гортепло".
Котельная не имеет энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям ООО "Ульяновский областной водоканал". Услуги по водоснабжению, водоотведению котельной оказываются через сети ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области.
На границе балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения и хозбытовой канализации ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области и МУП "Гортепло" установлены приборы учета.
Фактические объемы потребления услуг котельной определяются по показаниям данных приборов учета.
В 2012 году действовал государственный контракт N 14/2012 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между ООО "Ульяновский областной водоканал" и ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области, в котором ориентировочные объемы оказываемых услуг (водоснабжение, водоотведение и сброс загрязняющих веществ) были определены с учетом объемов потребления услуг котельной (данное обстоятельство также установлено решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.07.2013 по делу N А72-3276/2013.
Между ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области и МУП "Гортепло" был заключен договор на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, в котором были определены ориентировочные объемы водоснабжения, водоотведения и загрязняющих веществ, отпускаемых ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области котельной N 27.
В государственном контракте N 13/2013 (пункты 3.1.1, 5.2 и приложение N 1) ориентировочные объемы потребляемых ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области услуг также были определены с учетом потребностей котельной.
Полагая, что ООО "Ульяновский областной водоканал" неправомерно включило в объемы холодной питьевой воды, стоков и сброса загрязняющих веществ объемы услуг (водоснабжение, водоотведение, сброс загрязняющих веществ), потребляемые котельной, ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области предложило исключить указанные объемы из общего объема услуг, и изложить пункты 3.1.1, 5.2 и приложение N 1 в следующей редакции (протокол разногласий: Пункт 3.1.1: "Обеспечить заказчику подачу холодной питьевой воды, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными нормами и правилами в объеме 101 440 куб.м в год, в том числе: бюджет - 66 240 куб.м в год, дополнительное финансирование - 35 200 куб.м в год. Принять лимитированный объем стоков: 121 240 куб.м в год, в том числе: бюджет - 66 240 куб. м в год, дополнительное финансирование - 55 000 куб.м в год Принять объем загрязняющих веществ: 121 240 куб.м в год, в том числе: бюджет - 66 240 куб.м в год, дополнительное финансирование - 55 000 куб.м в год в соответствии со спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта".
Пункт 5.2: "Сумма государственного контракта ориентировочно составляет 3 278 976 руб. 06 коп. с учетом НДС".
Приложение N 1 - согласно приложению к настоящему протоколу разногласий. Приложение N 1 к протоколу разногласий содержит таблицу, в которой объемы холодной питьевой воды, стоков и сброса загрязняющих веществ, а также их стоимость указаны в тех же размерах, что и в пунктах 3.1.1, 5.2 протокола разногласий.
Согласно пункту 1 статьи 8, пункту 3 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Существенные условия договора водоснабжения и водоотведения указаны в статье 13 и 14 Закона о водоснабжении и водоотведении. К ним относится, в том числе, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды) и режим (объем) приема сточных вод.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с нормами действующего законодательства договор на отпуск воды и прием сточных вод, загрязняющих веществ может быть заключен организацией водопроводно-канализационного хозяйства только с лицом, имеющим непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, то есть с абонентом. При наличии такого договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана оказывать услуги (отпускать питьевую воду и принимать сток) непосредственно абоненту.
Котельная МУП "Гортепло" не имеет непосредственного присоединения к сетям ООО "Ульяновский областной водоканал", а получает воду (сбрасывает стоки) через сети ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области.
На основании изложенного судами сделан правильный вывод о том, что уменьшение договорных объемов услуг, отпускаемых в сети ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области, до потребностей ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области приведет к "обесточиванию" котельной МУП "Гортепло", поскольку вся поставляемая ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области холодная питьевая вода будет расходоваться им на собственные нужды, а сточные воды МУП "Гортепло" в связи с их непринятием ООО "Ульяновский областной водоканал", останутся в сетях ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Ульяновской области.
Ссылка истца на то, что в соответствии с пунктом 76 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), по соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, как правильно указано судами, не является основанием для исключения объемов услуг, потребляемых котельной, из общего объема услуг, оказываемых по государственному контракту N 13/2013.
Исходя из буквального толкования абзаца 2 пункта 76 Правил (утратил силу 06.08.2013), для заключения соглашения необходимо обоюдное согласие всех трех сторон (абонента, субабонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства). Указанная выше норма является диспозитивной, а не императивной (то есть устанавливающей обязанность заключить такое трехстороннее соглашение).
Как правильно отмечено судами, Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившим в силу 14.08.2013, вообще не содержат понятия "субабонент", и возможности заключения трехстороннего соглашения о расчетах субабонента напрямую с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что пункты 3.1.1, 5.2 договора и приложение N 1 к нему в редакции истца не соответствуют требованиям закона, вследствие чего они не могут быть приняты в данной редакции, тогда как указанные пункты договора и приложение N 1 в редакции проекта государственного контракта N 13/2013 соответствуют названным нормативным актам и фактическим обстоятельствам, в связи с чем и приняты в указанной редакции.
То обстоятельство, что на дату вынесения решения арбитражного суда истек срок действия государственного контракта N 13/2013, не является основанием для отказа в урегулировании разногласий, поскольку в связи с имеющимися разногласиями истцом не исполнены обязательства по оплате фактически оказанных ответчиком в 2013 году услуг.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А72-11169/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
...
Ссылка истца на то, что в соответствии с пунктом 76 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), по соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, как правильно указано судами, не является основанием для исключения объемов услуг, потребляемых котельной, из общего объема услуг, оказываемых по государственному контракту N 13/2013.
...
Как правильно отмечено судами, Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившим в силу 14.08.2013, вообще не содержат понятия "субабонент", и возможности заключения трехстороннего соглашения о расчетах субабонента напрямую с организацией водопроводно-канализационного хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2014 г. N Ф06-13675/13 по делу N А72-11169/2013