г. Казань |
|
19 апреля 2006 г. |
Дело N А12-32830/05 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего Сагадеева Р.Р.,
судей : Хайруллиной Ф.В., Козлова В.М.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", г.Волгоград
на решение от 24.11.2005 (судья Карпенко И.А.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-32830/05
по заявлению прокуратуры Центрального района города Волгограда о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", г.Волгоград
УСТАНОВИЛ :
Прокуратура Центрального района города Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", г.Волгоград (далее-общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для обращения в суд послужили результаты прокурорской проверки общества на предмет соблюдения требований законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Установив в ходе проверки осуществление обществом без лицензии на совершение банковских операций кассового обслуживания физических и юридических лиц при приеме платежей за жилье и коммунальные услуги на основании договора N 15 от 01.04.2005 с ОАО "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК Волгограда", прокурор 09.11.2005 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в суд.
В постановлении прокурор указал, что в силу Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) кассовое обслуживание физических и юридических лиц является банковской операцией, которая может производиться только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Поскольку общество кредитной организацией не является, лицензия на осуществление банковских операций ему не выдавалась, оно не вправе принимать от населения платежи.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2005 заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не пересматривалось.
В кассационной жалобе общество просит об отмене судебного акта, ссылаясь на его принятие с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители сторон, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора о привлечении к административной ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу, что обязательное наличие лицензии на совершение банковских операций установлено статьей 1 Закона о банках и банковской деятельности, а осуществление такой деятельности без лицензии, свидетельствует о совершении обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности является неправильным.
В силу статей 1, 5, 12, 13 Закона о банках и банковской деятельности специальное разрешение (лицензия) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, требуется только кредитным организациям - специально образованным и подлежащим государственной регистрации в специальном порядке юридическим лицам.
Общество не является кредитной организацией, осуществляет на основании договора с ОАО "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК Волгограда", г.Волгоград прием от населения платежей за жилищно-коммунальные услуги по адресно-именному единому платежному документу и их перечисление на счета ОАО "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК Волгограда", г.Волгоград. Следовательно, вывод суда о наличии состава правонарушения является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судебный акт в соответствии с пунктом 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как принятый с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ :
Решение от 24.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-32830/05 отменить.
В удовлетворении заявления прокурора Центрального района города Волгограда о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", г.Волгоград к административной ответственности, предусмотренной с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.Р.Сагадеев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу, что обязательное наличие лицензии на совершение банковских операций установлено статьей 1 Закона о банках и банковской деятельности, а осуществление такой деятельности без лицензии, свидетельствует о совершении обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
В силу статей 1, 5, 12, 13 Закона о банках и банковской деятельности специальное разрешение (лицензия) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, требуется только кредитным организациям - специально образованным и подлежащим государственной регистрации в специальном порядке юридическим лицам.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2006 г. N А12-32830/05 по делу N А12-32830/2005
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-32830/05