г. Казань |
|
28 марта 2007 г. |
Дело N А55-9390/2005-16 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н. Н.,
судей Муравьева С. Ю., Желаевой М. З.,
с участием:
истца- Степаненко А. А. - доверенность от 21.12.2006 года N НЮ-46/592,
первого ответчика - Сухойван Н. П. - доверенность от 21.12.2006 года N 00010/970-д,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", город Тольятти,
на решение от 31.10.2006 года арбитражного суда Самарской области (судья Митина Л.Н.) по делу N А55-9390/2005-16,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала, Куйбышевской железной дороги, город Самара, к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", город Тольятти, открытому акционерному обществу "АвтоВАЗтранс", город Тольятти, о взыскании 2 547 105 руб. 90 коп. штрафа,
по докладу судьи Королевой Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 62 Устава железно- дорожного транспорта Российской Федерации, условиями договора от 23.06.2004 года N 3/369 на эксплуатацию железно- дорожного пути необщего пользования и соглашения от 01.11.2004 года о взыскании платы за пользование вагонами и мотивированы тем, что ответчик обязан уплатить штраф за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой более чем на двадцать четыре часа в период с 28.12.2004 года по 31.01.2005 года.
Определением от 01.09.2005 года арбитражный суд Самарской области привлек открытое акционерное общество "АвтоВАЗтранс" в качестве второго ответчика.
Постановлением от 11.05.2006 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил решение от 12.10.2005 года и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2005 года об отказе в иске, дело- передал на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением от 31.10.2006 года арбитражный суд Самарской области иск удовлетворил, отказав в удовлетворении ходатайства о снижении размера штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" просит судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при расчете суммы штрафа и штрафного времени истец в нарушение пункта 13 договора от 23.06.2004 года N 3/369, статьи 58 Устава уменьшил неоплачиваемое время за пользование вагонами на 4 часа 22 минуты, в связи с чем сумма штрафа должна составлять 2 440 400 руб. и подлежать уменьшению в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице его филиала, Куйбышевская железная дорога, города Самара, просит судебные акты оставить без изменения.
Был объявлен перерыв в судебном заседании с 22.03.2007 года по 28.03.2007 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность состоявшихся судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Следовательно, в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца путей, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором (пункт 35 постановления от 06.10.2005 года N 30 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона", Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
В силу статьи 58 Устава порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также- договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 13 договора от 23.06.2004 года N 3/369 установлены технологические сроки оборота вагонов.
В соответствии с пунктом 3.2. приказа министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 года N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации 27.10.2003) технологического вреда определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций и включает в себя: время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов от железнодорожных выставочных путей и далее до мест погрузки, выгрузки и обратно (по договору 3, 39 часа), подготовительные и заключительные операции (по договору 0, 98 часа).
Следовательно все неоплачиваемые отрезки времени включаются в общее время технологического срока оборота вагонов.
При таких условиях довод заявителя кассационной жалобы о незаконности примененного истцом порядка определения технологических сроков противоречит закону и договору.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства явной несоразмерности взыскиваемого штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательств, суд правомерно отказал в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Самарской области от 31.10.2006 года по делу N А55-9390/2005-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Н. Н. Королева |
Судьи |
С. Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.2. приказа министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 года N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации 27.10.2003) технологического вреда определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций и включает в себя: время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов от железнодорожных выставочных путей и далее до мест погрузки, выгрузки и обратно (по договору 3, 39 часа), подготовительные и заключительные операции (по договору 0, 98 часа).
...
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства явной несоразмерности взыскиваемого штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательств, суд правомерно отказал в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2007 г. N А55-9390/05 по делу N А55-9390/2005