г. Казань |
|
15 июня 2006 г. |
Дело N А57-2429/05-21 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего: Аглиуллиной Ф.Г.,
судей: Цаплевой З.А., Петрова В.Г.,
при участии:
от истца: Ломовской И.С. (по доверенности от 01.02.2006 N 36-Д);
от ответчиков: 1) от Министерства финансов Российской Федерации - Афанасьева А.Н. (по доверенности от 02.02.2006);
2) от Управления федерального казначейства по Саратовской области - Афанасьева А.Н. (по доверенности от 28.04.2006 N 02-14/4380);
от третьих лиц: извещены, не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, и Управления федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов,
на решение от "12" октября 2005 года (судья Андрющенко О.А.) и постановление апелляционной инстанции от "30" января 2006 года (председательствующий Стиксов В.И., судьи Провоторова Т.В., Христофорова Н.В.) Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2429/05-21,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", г.Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, Министерству финансов Саратовской области, г.Саратов, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области, г.Саратов, Управления федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов, о взыскании 16.060.476 рублей 14 копеек,
по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Саратовской области о взыскании 16.060.476 рублей 14 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2003 году льгот инвалидам по проезду на пригородных и международных железнодорожных маршрутах, в том числе к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Саратовской области, г.Саратов, Управление федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2005 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" взысканы убытки в размере 16.060.476 рублей 14 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2006 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств, которые свидетельствовали бы о полном финансировании льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" или о нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета другими лицами. Убытки причинены в результате незаконного бездействия федеральных органов власти, неисполнения государством своих обязанностей по компенсации затрат коммерческой организации по предоставлению льгот. На основании статей 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации данные убытки подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявители - Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва, и Управление федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов - просят решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области, ссылаясь на то, что суд не исследовал, были ли заложены в бюджет Саратовской области на 2003 год собственные расходы на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Федеральный бюджет в части реализации указанного закона был сформирован и исполнен в полном объеме. Кроме того, размер расходов, понесенных истцом, не доказан.
До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 08 июня 2006 года до 09 часов 15 минут 15 июня 2006 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность решение и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление детям-инвалидам, их родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, а также инвалидам права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. Инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истцом - федеральным государственным унитарным предприятием "Приволжская железная дорога", правопреемником которого является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", и Министерством труда и социального развития Саратовской области был заключен контракт N 233/03 от 13.03.2003 "О компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на железнодорожных перевозках". В соответствии данным контрактом, железная дорога обязывалась осуществлять перевозку на железнодорожном транспорте в пригородных и международных маршрутах, в том числе к месту лечения и обратно инвалидов; а Министерство труда и социального развития Саратовской области обязывалось обеспечить возмещение расходов, связанных с реализацией льгот, за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета областному в пределах выделенных средств.
Расходы, понесенные дорогой в 2003 году при предоставлении услуг по реализации льгот, предоставленных инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составили 18.133.302 рубля 15 копеек. Фактически в счет исполнения обязательств было перечислено 2.072.826 рублей 01 копейка; не возмещенной осталась сумма 16.060.476 рублей 14 копеек.
Факт предоставления указанных льгот в международных железнодорожных сообщениях, а также к месту лечения и обратно подтверждается первичными проездными документами (третий слип "купон кассира"), оформленными автоматизированной системой продажи пассажирских билетов "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс"), а также талонами, выдаваемыми органами социальной защиты лицам, имеющим право на данную льготу. Данные проездные документы (билеты), имеющиеся в материалах дела, содержат информацию о ФИО граждан, основании предоставления льготы, её размере, маршруте следования, номере удостоверения. Льготные или бесплатные билеты оформляются гражданам в обмен на талоны при предъявлении листа талона в указанные законодательством периоды и документа, подтверждающего право на льготу.
Использование указанной системы для оформления и продажи проездных документов (билетов) предусмотрено пунктом 8 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации 08.08.2002 N 3675).
В подтверждение расходов в пригородном сообщении истцом представлены суду копии ежемесячных реестров, отчетные данные по количеству перевезенных пассажиров, акт обследования пассажиропотока, зонные тарифы, утвержденные Правительством Саратовской области с доказательством их вручения Министерству труда и социального развития Саратовской области.
Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" источники и порядок финансирования расходов, предусмотренных данным законом, не определены.
Согласно пункту 4 статьи 4 вышеуказанного закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено "формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Действие порядка продлено на 2002-2004 годы.
Согласно данного порядка Министерство финансов Российской Федерации зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" источники и порядок финансирования расходов, установленных данным законом, не предусмотрены, а порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию данного закона, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, получение дополнительного финансирования на компенсацию большего объема затрат, чем предусмотрено бюджетом Российской Федерации на 2003 год, не предусматривает.
Доказательств того, что в федеральном бюджете на 2003 год было заложено в достаточном объеме финансирование, предусмотренных указанным законом льгот, Министерством финансов Российской Федерации, на которое "Положением о Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273, возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета, не представлено. Также не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели другими лицами, в том числе Министерством труда и социального развития Саратовской области.
В этой связи судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что убытки истцу причинены в результате неисполнения федеральными органами законодательной и исполнительной власти обязанности по финансированию предусмотренных названным федеральным законом льгот.
В соответствии со статьями 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации данные убытки обоснованно взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя о недоказанности размера убытков были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от "12" октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от "30" января 2006 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2429/05-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ф.Г.Аглиуллина |
Судьи |
З.А.Цаплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" источники и порядок финансирования расходов, установленных данным законом, не предусмотрены, а порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию данного закона, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, получение дополнительного финансирования на компенсацию большего объема затрат, чем предусмотрено бюджетом Российской Федерации на 2003 год, не предусматривает.
Доказательств того, что в федеральном бюджете на 2003 год было заложено в достаточном объеме финансирование, предусмотренных указанным законом льгот, Министерством финансов Российской Федерации, на которое "Положением о Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273, возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета, не представлено. Также не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели другими лицами, в том числе Министерством труда и социального развития Саратовской области.
...
В соответствии со статьями 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации данные убытки обоснованно взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2006 г. N А57-2429/05 по делу N А57-2429/2005
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-2429/05