г. Казань |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А12-19968/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Пономарева В.Г., доверенность от 10.09.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2014 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Александрова Л.Б., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-19968/2013
по заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", г. Волгоград (ИНН 3444047366, ОГРН 1023400005188) к Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении корректировки в проект планировки, заинтересованные лица: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - ВОООО "ВОА", заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным, не соответствующим инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция о порядке проектирования и установления красных линий) бездействия комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, выразившегося в невнесении корректировки в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, содержащегося в письме от 08.05.2013 N ар6724-13, об обязании Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда принять в соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий меры по корректировке красных линий квартала 08_11_004 по границам земельного участка с кадастровым номером 34:34:080099:32, учетный N 8-213-12, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 97д.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ВОООО "ВОА" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ВОООО "ВОА" на праве собственности принадлежит сооружение - открытая стоянка личного автотранспорта, назначение: производственное, общая площадь 9587 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 97д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34 АА N 683021 от 19.10.2007 (т. 1, л.д. 63).
Для эксплуатации указанного сооружения между ВОООО "ВОА" и комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда заключены договор от 14.11.2002 N 4550 аренды земельного участка общей площадью 5620 кв.м, учетный N 8-213-12, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 97д (ранее Красноармейский район, пересечение улиц им. Довженко и ул. Удмуртской), договор от 20.11.1996 N 1212 аренды земельного участка общей площадью 3846 кв.м, учетный N 8-213-2, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 97д (ранее Красноармейский район, пересечение улиц им. Довженко и ул. Удмуртской).
В настоящее время земельный участок общей площадью 5620 кв.м и земельный участок общей площадью 3846 кв.м объединены в один земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 34:34:080099:32.
Постановлением главы Волгограда от 23.11.2012 N 120 назначены публичные слушания по рассмотрению проекта планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда.
ВОООО "ВОА", являясь участником публичных слушаний, ознакомившись с проектом планировки и межевания, установило, что принадлежащее ему на праве собственности сооружение - открытая стоянка личного автотранспорта, расположено за красными линиями, то есть отнесено к территориям общего пользования, в связи с чем 13.12.2012 обратилось к организатору проведения публичных слушаний - Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением от 12.12.2012 N 4067 о направлении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004 на доработку с целью внесения изменений в проект красных линий с учетом размещения принадлежащих ему объектов капитального строительства.
По итогам состоявшихся 17.12.2012 публичных слушаний принято решение рекомендовать главе администрации Волгограда утвердить проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда, что отражено в заключении о результатах публичных слушаний.
ВОООО "ВОА", полагая, что проект планировки с проектом межевания нарушает его законные права и интересы как правообладателя объекта недвижимости - автостоянки и землепользователя, лишает исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, обратился в адрес исполняющего обязанности главы администрации Волгограда Собакаря В.А. с заявлением от 29.01.2013 N 122 об отклонении и направлении на доработку проекта планировки с проектом межевания с целью внесения изменений в проект красных линий с учетом размещения объектов капитального строительства, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Обращение заявителя не было принято во внимание, проект планировки с проектом межевания на доработку не направлялся.
01.03.2013 Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда письмом N ар3129-13 сообщил заявителю об отсутствии необходимости изменения красных линий границ территории общего пользования, поскольку земельные участки с учетными номерами 8-213-12 и 8-213-2 предоставлены ВОООО "ВОА" в краткосрочную аренду для размещения открытых автостоянок. Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда уведомил заявителя о том, что проект планировки и межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда, утвержден постановлением администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории" в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской думы от 21.02.2007 N 41/1011, с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 17.12.2012.
10.04.2013 ВОООО "ВОА" обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением (письмо от 10.04.2013 N 615) о внесении корректировки в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004 путем установления красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером 34:34:080099:32, учетный N 8-213-124.
08.05.2013 письмом N ар6724-13 Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда повторно уведомил заявителя о том, что для размещения открытых автостоянок на земельных участках, предоставленных ВОООО "ВОА" в краткосрочную аренду, изменение, установление красных линий границ территорий общего пользования не требуется.
ВОООО "ВОА", полагая, что бездействие Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, выразившееся в невнесении корректировки в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, подготовленных проектами планировки территорий.
В соответствии с частями 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям, которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 4.1. инструкции о порядке проектирования и установления красных линий проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью.
Пунктом 4.6. инструкции о порядке проектирования и установления красных линий установлено, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Проект планировки и межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда, в соответствии с которым земельный участок, арендуемый ВОООО "ВОА", в результате установления красных линий стал находиться на территории общего пользования, утвержден постановлением администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории". Данное постановление было принято в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской думы от 21.02.2007 N 41/1011, с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 17.12.2012.
Частью 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
Частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Таким образом, лицом, полномочным принимать решения об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и межевания территории), на территории города Волгограда является глава администрации Волгограда, и у структурного подразделения администрации Волгограда - комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда отсутствуют полномочия по внесению корректировки в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, как того требует заявитель.
Кроме этого, суд первой инстанции установил, что ВОООО "ВОА" ранее обращалось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории", об обязании администрации Волгограда направить на доработку проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004 с целью внесения изменений в проект красных линий с учетом размещения сооружения - открытой стоянки личного автотранспорта, принадлежащей заявителю на праве собственности, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, д. 97д; об обязании комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда внести корректировку в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, путем установления красных линий по границам земельного участка с кадастровым N 34:34:080099:32, учетный N 8-213-124 (ранее кадастровый N 34:34:080099:1, учетный N 8-213-12, кадастровый N 34:34:080099:2, учетный N 8-213-2).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2013 по делу N А12-11094/2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2014, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в ходе рассмотрения дела N А12-11094/2013 пришли к выводу, что оспариваемое постановление администрации Волгограда принято в рамках установленных полномочий и в соответствии с требованиями статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемыми к планировке территории, не установили каких-либо обстоятельств, подтверждающих нарушение установленного законом порядка принятия оспариваемого постановления, а также сделали вывод о непредставлении ВОООО "ВОА" доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оценив довод ВОООО "ВОА" о том, что отнесение арендуемого земельного участка к территории общего пользования лишает его как правообладателя объекта капитального строительства исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, суд апелляционной инстанции обоснованно его отклонил, указав на то, что принадлежащее заявителю на праве собственности сооружение - открытая стоянка личного автотранспорта не является объектом капитального строительства, возведенным в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации, с соблюдением градостроительных норм и правил.
В рассматриваемом случае положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку земельный участок предоставлен ВОООО "ВОА" в краткосрочную аренду для эксплуатации автостоянки без права капитального строительства, поэтому после истечения срока аренды заявитель обязан демонтировать принадлежащее ему сооружение и возвратить земельный участок собственнику в первоначальном состоянии.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, направлены на их переоценку.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А12-19968/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в ходе рассмотрения дела N А12-11094/2013 пришли к выводу, что оспариваемое постановление администрации Волгограда принято в рамках установленных полномочий и в соответствии с требованиями статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемыми к планировке территории, не установили каких-либо обстоятельств, подтверждающих нарушение установленного законом порядка принятия оспариваемого постановления, а также сделали вывод о непредставлении ВОООО "ВОА" доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В рассматриваемом случае положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку земельный участок предоставлен ВОООО "ВОА" в краткосрочную аренду для эксплуатации автостоянки без права капитального строительства, поэтому после истечения срока аренды заявитель обязан демонтировать принадлежащее ему сооружение и возвратить земельный участок собственнику в первоначальном состоянии."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2014 г. N Ф06-15156/13 по делу N А12-19968/2013