г. Казань |
|
26 июля 2007 г. |
Дело N А55-15115/05 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего: Кормакова Г.А.,
судей Александрова В.В., Карповой В.А.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Андоськина А.Н. по доверенности от 09.01.2007 N 33, доверенности от 25.07.2007 N 50,
от ответчика - Грибкова И.С. по доверенности от 13.07.2007 N 04-57, Шутова И.А. по доверенности от 18.04.2007 N 04-27,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, город Сызрань,
на решение от 30.12.2005 (судья Викторова К.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2006 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Щетинина М.Н., Захарова Е.И.) Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15115/05,
по заявлению открытого акционерного общества "Нефтемаш", город Сызрань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, город Сызрань, о взыскании 296 548 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтемаш" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее налоговый орган) произвести возврат в пользу общества излишне взысканный налог на доходы физических лиц в сумме 202 918 рублей, пени в сумме 93 630 рублей, а также обязать налоговый орган произвести начисление и перечисление процентов на сумму 296 541 рубль, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата излишне взысканных налогов и пеней.
Решением от 30.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2006, заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в части обязания налоговый орган произвести начисление и перечисление процентов на сумму 296 541 рубль, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата излишне взысканных налогов и пеней, в кассационном порядке, налоговый орган просит их в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации и неприменением пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
По ходатайству налогового органа, определением от 22.08.2006 рассмотрение кассационной жалобы приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заявления налогового органа о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2005 по делу N А55-5211/05-43.
По инициативе арбитражного суда кассационной инстанции определением от 19.06.2007 производство по делу возобновлено.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 26.07.2007 до 11 часов 20 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене в части начисления и перечисления процентов на сумму пени 93 630 рублей, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата с отказом в удовлетворении заявленных требований общества в этой части.
Как следует из материалов дела, основанием для удовлетворения заявленных требований к налоговому органу в полном объеме явилось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5211/2005-43 от 12.07.2005, согласно которому признано незаконным решение налогового органа N 01-20/18 от 15.03.2005 в части требований уплатить налоги на доходы физических лиц в сумме 202 918 рублей, пени в размере 93 630 рублей и недействительным требование налогового органа N 6897 об уплате налога по состоянию на 17.03.2005.
Вместе с тем постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 N 4047/06 решение от 12.07.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 20.07.2005 Арбитражного суда Самарской области и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2005 по делу N А55-5211/05-43 в части признания недействительным решения налогового органа N 01-20/18 от15.03.2005 о взыскании пеней в сумме 93 630 рублей отменены.
В удовлетворении требований в этой части обществу отказано.
Поскольку статьей 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Пени - правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Таким образом, с учетом указанного постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 N 4047/06, требования общества об обязании налоговый орган произвести начисление и перечисление процентов на данную сумму, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы 93 630 рублей, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации и неправильном установлении начала срока исчисления процентов с 31.03.2005, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены, так как суммы налога и пени были перечислены обществом на основании решения и требования налогового органа, что не может рассматриваться как излишняя уплата указанных сумм в добровольном порядке.
При указанных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат изменению в обжалуемой части с отказом в удовлетворении заявленных требований общества в части обязания налоговый орган произвести начисление и перечисление процентов на сумму 93 630 рублей, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.12.2005 и постановление от 27.04.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15115/2005 в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области произвести начисление и перечисление процентов на сумму 93 630 рублей, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата - отменить.
В удовлетворении требований в данной части заявления обществу с ограниченной ответственностью "Нефтемаш" отказать.
В остальной части решение от 30.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15115/2005 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пени - правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Таким образом, с учетом указанного постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 N 4047/06, требования общества об обязании налоговый орган произвести начисление и перечисление процентов на данную сумму, исходя из ставки 0,036 % за каждый день просрочки возврата указанной суммы 93 630 рублей, начиная с 31.03.2005 по день фактического возврата не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации и неправильном установлении начала срока исчисления процентов с 31.03.2005, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены, так как суммы налога и пени были перечислены обществом на основании решения и требования налогового органа, что не может рассматриваться как излишняя уплата указанных сумм в добровольном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2007 г. N А55-15115/05 по делу N А55-15115/2005
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-15115/05