г. Казань |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А72-7579/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2013 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-7579/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительными решений и предписаний, при участии заинтересованных лиц: товарищества собственников жилья "Оазис", г. Ульяновск, министерства экономики и планирования Ульяновской области, г. Ульяновск, потребительского общества кондоминиум "Агат", г. Ульяновск, товарищества собственников жилья "Надежда", г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество, общество "ВТГК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.05.2013 по делу N 9688/04-2013.
Определением от 08.08.2013 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А72-7579/2013 по вышеуказанному заявлению, дело N А72-7578/2013 по заявлению общества "ВТГК" о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 20.03.2013 N 6 и дело N А72-7580/2013 по заявлению общества "ВТГК" о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 16.05.2013. Объединенному делу присвоен номер А72-7579/2013.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены товарищества собственников жилья "Оазис", "Надежда" (далее - ТСЖ "Оазис" и "Надежда"), министерство экономики и планирования Ульяновской области, потребительское общество кондоминиум "Агат" (далее - ПОК "Агат").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2013 07.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Как указывает общество "ВТГК", применение им нерегулируемых цен в отношении неопределенного круга лиц потребителей уже являлись предметом антимонопольного разбирательства. По мнению заявителя, антимонопольный орган принял новые решения и предписания, аналогичные первоначально вынесенным в рамках дела N 8809/04-2012, однако уже в отношении конкретных потребителей.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, управлением приняты решения от 28.05.2013 по делу N 9688/04-2013, от 27.05.2013 по делу N 9685/04-2013, от 16.05.2013 по делу N 9687/04-2013 в отношении общества "ВТГК".
Данными решениями антимонопольного органа действия общества, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения к товариществам собственникам жилья (третьим лицам по делу) неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанных решений заявителю выданы предписания N 24 по делу N 9688/04-2013, предписания N 26 по делу N 9685/04-2013, предписания N 18 N 9687/04-2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которые содержали требования прекратить применение в отношении третьих лиц тарифов на горячую воду, не установленных уполномоченным органом в качестве тарифов на горячую воду, а именно: в установленный срок отозвать счета, счета-фактуры, выставленные управляющей компании в 2012 году с нарушением установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Полагая, что решения и предписания антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:
1) вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа;
2) признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют;
3) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее;
4) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения;
5) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона;
6) отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда;
7) устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
Общество указывает на то, что антимонопольным органом уже была дана оценка аналогичным действиям заявителя в рамках дела N 8809/04-2012, следовательно, антимонопольным органом нарушены требования пунктов 3 и 4 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Между тем дело N 8809/04-2012 возбуждено по заявлению жилищно-строительного кооператива "Комплекс", из которого антимонопольному органу стало известно лишь о фактах, связанных с деятельностью данного кооператива, тогда как о фактах нарушения прав других лиц (в том числе участвующих в настоящем деле ТСЖ "Оазис", ТСЖ "Надежда", ПОК "Агат") антимонопольному органу из заявления жилищно-строительного кооператива "Комплекс" быть известно не могло.
Из заявлений перечисленных лиц антимонопольному органу стало известно о фактах совершения обществом противоправных действий в более поздние периоды относительно фактов, фигурирующих в деле антимонопольного органа N 8809/04-2012, решение по которому было принято 28.09.2012.
В связи с тем, что в антимонопольный орган от указанных заинтересованных лиц поступили заявления, содержащие сведения о новых фактах, ранее не известных антимонопольному органу, управление было обязано возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства по каждому из этих заявлений.
Так как приведенный в части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции перечень оснований для отказа в возбуждении дела является закрытым, и такие обстоятельства отсутствовали на момент поступления заявлений заинтересованных лиц, суды пришли к правильному выводу о том, что управлением не допущено нарушений при принятии решений о возбуждении дела об административном правонарушении по заявлениям юридических лиц, участвующих в настоящем деле на праве заинтересованных лиц. Оснований для прекращения возбужденных управлением дел также не имелось.
В результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства управление сделало выводы о нарушении заявителем требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении каждого из указанных заинтересованных лиц. Данные решения по существу приняты антимонопольным органом обоснованно, исходя из следующего.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по тарифам http://www.fstrf.ru, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э.
Исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного антимонопольным органом в 2011 году, общество "ВТГК" занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска с долей более 50 процентов.
В силу действующего законодательства, система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована нескольким способами: 1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (то есть имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению; 2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденного в рублях за куб.м.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб.м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Как установлено судами, с 01.01.2012 общество "ВТГК" является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ТСЖ "Оазис", ПОК "Агат", ТСЖ "Надежда".
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы для ТСЖ "Оазис", ПОК "Агат", ТСЖ "Надежда" выставляются обществом.
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды общество не является, так как горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договорами теплоснабжения, теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (далее - предприятие "Городской теплосервис"), а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Следовательно, общество "ВТГК" является поставщиком горячей воды для управляющих компаний и обеспечивает поставку горячей воды, соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
Таким образом, несостоятельным является довод общества о том, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести общество к организации коммунального комплекса.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф, следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по многоквартирным жилым домам выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети предприятия "Городской теплосервис" и за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети предприятия "Городской теплосервис").
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия 29.06.2012 Решения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены, также, в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды; ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб.м. воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
После принятия решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб.м. исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции: - "тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды; ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, как правомерно указано судами, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены. Следовательно, общество обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Суды правильно признали обоснованным вывод антимонопольного органа, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, общество "ВТГК" применяло при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, начиная с апреля 2012 года.
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А72-7579/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 08.07.2014 N 16612.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
...
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
...
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А72-7579/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2014 г. N Ф06-14667/13 по делу N А72-7579/2013