"Оживить" норму об ответственности
за невозвращение валютных средств из-за границы
По данным российского Института глобализации, за последние 7 лет за рубеж было вывезено не менее 155 млрд. долларов (Российская газета. 2001. 9 февр.). Латентность рассматриваемого мною преступления чрезвычайна высока. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2000 году выявлено 232 преступления, в суд направлено 13 дел. Подавляющее большинство возбужденных дел прекращаются по реабилитирующим основаниям и приостанавливаются.
Отмечу, что ст.193 УК РФ, предусматривающая ответственность за невозвращение валютных средств из-за границы, - "мертвая". На мой взгляд, это объясняется недостатком конструкции самой нормы этой статьи.
Обратимся прежде всего к диспозиции статьи: "Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствие с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации".
Применяя буквальное, грамматическое толкование, придется признать, что если валюта по исполненному экспортному контракту возвращена противозаконным способом, например в Россию ввезены наличные средства, так называемый черный нал, то эти деяния состава данного преступления не образуют (Пастухов И., Яни П. Невозвращение валюты из-за границы: проблемы квалификации // Законность. 1999. N 5. С.11-12).
На мой взгляд, диспозиция должна быть сформулирована как бланкетная и отсылать к нормам валютного законодательства. Данное законодательство указывает на то, что резидент обязан вернуть валюту из-за границы на счет в уполномоченном банке. Поэтому дополнительного закрепления этой обязанности в тексте УК не понадобилось бы.
Весьма актуален вопрос о специальном субъекте данного преступления - руководителе организации, как требует норма ст.193 УК. В этой части также необходимо внести изменения в конструкцию состава. Общественная опасность данного деяния высока вне зависимости от того, кто предпринимает меры по невозвращению валютной выручки: руководитель организации, его заместитель либо главный бухгалтер, менеджер и т.д.
Кроме того, как показали результаты изучения уголовных дел, умышленные деяния, направленные на вывоз капиталов за границу, чаще совершают не руководители организаций (последние часто бывают "подставными", используются "фирмы-однодневки" и т.п.), а другие сотрудники организации либо индивидуальные предприниматели, а также реальные владельцы товара (валюты), формально не состоящие в штате организации. Однако перечисленные лица не могут считаться субъектами преступления. И ни к какому виду соучастников их отнести нельзя. Ведь соучастие - это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст.32 УК). Положения ч.2 ст.33 УК о посредственном исполнителе здесь также неприменимы. Такой исполнитель сам должен иметь все признаки специального субъекта. Следует внести изменение в рассматриваемую статью, сделав субъект преступления общим, а не специальным.
На мой взгляд, предусмотренная ст.193 УК санкция не соответствует степени общественной опасности анализируемого преступления. Невозвращение капиталов из-за границы не менее опасное преступление, чем контрабанда (ст.188 УК) или отмывание денег (ст.174 УК). Однако эти составы предусматривают более строгое наказание, в особенности за квалифицированные их виды (например, ч.4 ст.188 УК). Вместе с тем я не предлагаю увеличить размер уже имеющейся санкции. Необходимо ввести квалифицирующие признаки невозвращения средств из-за границы, которыми могут быть: совершение преступления по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой; неоднократно; в особо крупном размере (с введением дополнения в примечание к ст.193 УК). Тем самым можно реально повысить эффективность уголовно-правовой борьбы, усилить функцию предупреждения этих преступлений. Кроме того, квалифицированные составы ст.193 УК не подпадали бы под акты амнистии.
Следует также ввести в примечание рассматриваемой статьи норму, аналогичную п.2 примечания к ст.198 УК, которая позволит освобождать от уголовной ответственности лицо, возместившее причиненный ущерб и способствовавшее раскрытию преступления. Введение подобного пункта в примечание к ст.193 УК обеспечит механизм добровольного возврата виновным из-за границы средств в иностранной валюте.
С учетом изложенного, предлагаю следующую редакцию ст.193 УК:
"1. Невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте вопреки требованиям законодательства Российской Федерации - наказывается...
2. То же деяние, совершенное: а) по предварительному сговору группой лиц либо организованной группой; б) неоднократно; в) в особо крупном размере, - наказывается...
Примечания. 1. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000 МРОТ, а в особо крупном размере - 30 000 МРОТ.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и обеспечило возврат средств в иностранной валюте в соответствии с требованиями законодательства".
Ю. Гармаев,
старший следователь прокуратуры Республики Бурятии,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оживить" норму об ответственности за невозвращение валютных средств из-за границы
Автор
Ю. Гармаев - старший следователь прокуратуры Республики Бурятии, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2001, N 11, стр.67