г. Казань |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А06-566/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Галиуллина Э.Р., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом извещенных, сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.04.2014 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-566/2014
по заявлению администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2013 30НН N 001509,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2013 30 НН N 001509 Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области (далее - административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано, размер административного штрафа уменьшен до 50 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Приволжскому району г. Астрахани Канатовым Р.Б. 20.11.2013 составлены акты о том, что на участке дороги по ул. Кирова в селе Яксатово, вблизи дома N 43 имеется выбоина размерами 500х350х20см., вблизи дома N 49 имеется выбоина размерами 900х340х20см., вблизи дома N 94 имеется выбоина размерами 340х160х20см.
По данному факту административным органом в отношении администрации составлен протокол от 20.12.201330 ДН N 0015094 об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ, из которого следует, что на проезжей части по улице Кирова, д. 43, 49, 94 в с. Яксатово Приволжского района Астраханской области 20.11.2013 в 15:10 Администрацией допущено правонарушение: не выполнено соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: не организовано проведение своевременных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на проезжей части дороги, что привело к образованию отдельных выбоин вышеуказанных размеров по названным адресам, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, не принято мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, при этом пользование ими угрожает безопасности движения, чем нарушена статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Постановлением административного органа от 26.12.2014 30 НН N 001509 администрация привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Статьей 12.34. КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются лица (должностные, юридические), ответственные за состояние дорог.
Администрация указывает на то, что она не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку дорога является бесхозяйной, не принята в муниципальную собственность.
В данном случае, как установлено материалами дела и судом, спорная дорога является автомобильной дорогой, находится в границах муниципального образования - "Яксатовский сельсовет", используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является дорогой общего пользования. Дорога обеспечивает проезд к территории, являющейся составной частью населенного пункта (ул. Кирова, с. Яксатово). Спорная дорога не включена в перечень автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения.
Доказательств принадлежности спорной дороги, либо земельного участка в границах полосы отвода юридическим или физическим лицам администрацией не представлено.Таким образом, спорная дорога является дорогой местного значения.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ.
В целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения Приказом МВД России от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
В силу пункта 10.2 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.
Согласно пунктам 10.2.8.1, 10.2.8.2 Наставления повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
Пунктом 10.2.8.4 Наставления установлено, что при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения по утвержденной форме и действует по указанию дежурного.
Поскольку осмотр проезжей части по вышеуказанному адресу проводился административным органом в рамках осуществления повседневного надзора в общедоступном месте по вопросу соблюдения требований, касающихся надлежащего содержания дорог и обеспечения безопасности дорожного движения, совершение данного действия не требовало взаимодействия с заявителем, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рассматриваемом случае не подлежат применению.
Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица. Каких-либо особых процедур привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности ни нормами КоАП РФ, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Исходя из изложенного, администрация в данном случае является надлежащим субъектом правонарушения.
Вместе с тем, Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 25.04.2014 удовлетворено заявление прокурора Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия администрации в части неподачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет участка автомобильной дороги (рассматриваемый в настоящем деле), обязании подать заявление.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данный судебный акт имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам. Данная обязанность возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93.
В силу пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В данном случае, на проезжей части по вышеназванному адресу не организовано проведение своевременных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на проезжей части дороги, что привело к образованию отдельных выбоин, размеры вышеуказанных выбоин производились рулеткой измерительной тип Р5УЗК (0-5000) мм заводской номер N 108 сертификат о калибровке N К/03457 действительно до 26.07.2014, что зафиксировано в акте осмотра, протоколе от 20.12.2013, постановлении от 26.12.2013.
Выявленные проверкой нарушения в содержании дорожной сети свидетельствуют о наличии в бездействии администрации состава вмененного правонарушения.
Исходя из изложенного, вина администрации во вмененном правонарушении доказана и подтверждена материалами дела.
Событие правонарушения отражено в протоколе об административном правонарушении. Факт совершения административного правонарушения доказан административным органом.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает право административного органа на применение санкции в отношении юридических лиц в виде наложения административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от трехсот тысяч рублей.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Администрацией в материалы дела представлен протокол о проведении комплексного обследования улично-дорожной сети на территории МО "Яксатовский сельсовет" от 10.04.2014 с целью оценки степени износа дорожного покрытия всей ул. Кирова с. Яксатово и проведения ремонта.
Исходя из изложенного и учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П и от 12.05.1998 N 14-П, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, а также принимая во внимание то, что правонарушение совершено заявителем впервые (иного не представлено), принятие администрацией мер, направленных на комплексное обследование дорожного покрытия всей ул. Кирова с. Яксатово для проведения ремонтных работ, руководствуясь статьеи 4.2 Кодекса, а также целями административного наказания, суды правомерно снизили размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А06-566/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Р. Галиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрацией в материалы дела представлен протокол о проведении комплексного обследования улично-дорожной сети на территории МО "Яксатовский сельсовет" от 10.04.2014 с целью оценки степени износа дорожного покрытия всей ул. Кирова с. Яксатово и проведения ремонта.
Исходя из изложенного и учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П и от 12.05.1998 N 14-П, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, а также принимая во внимание то, что правонарушение совершено заявителем впервые (иного не представлено), принятие администрацией мер, направленных на комплексное обследование дорожного покрытия всей ул. Кирова с. Яксатово для проведения ремонтных работ, руководствуясь статьеи 4.2 Кодекса, а также целями административного наказания, суды правомерно снизили размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2014 г. N Ф06-15442/13 по делу N А06-566/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15442/13
27.06.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5245/14
05.06.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-566/14
15.04.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-566/14