г. Казань |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А65-26189/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Колика Б.А. (выписка из ЕГРЮЛ от 22.07.2014),
ответчика - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (председательствующий судья - Юдкин А.А., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-26189/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский опытный завод "Эталон", г. Казань (ОГРН 1071690064599; ИНН 1660107136) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казанский опытный завод "Эталон" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Казанский опытный завод "Эталон") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.08.2013 N 2.12-0-19/3791 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 474 081 руб., а также соответствующих суммы пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 10 326,20 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 решение суда первой инстанции изменено. Решение от 07.08.2013 N 2.12-0-19/3791 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в части суммы превышающей 9 481,62 руб. признано недействительным.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ОАО "Казанский опытный завод "Эталон" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:060401:347, общей площадью 9 941 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. А.Кутуя, д. 124.
Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой налога к уплате в размере 85 850 руб. исходя из кадастровой стоимости участка 15 609 000 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Казанский опытный завод "Эталон" налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам проверки 07.08.2013 вынесено решение N 2.12-0-19/3791 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 326,20 руб. Также данным решением Обществу был доначислен земельный налог за 2012 год в размере 516 310 руб. и пени в размере 41 202,03 руб.
ОАО "Казанский опытный завод "Эталон" не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 05.11.2013 N 2.14-0-18/024463@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанций, частично удовлетворяя заявленные Обществом требования и признавая незаконным решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 474 081 руб., а также соответствующие суммы пени, правомерно исходил из того, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет Обществом, должен рассчитываться с января по ноябрь 2012 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), а за декабрь 2012 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2012 по делу N А65-18033/2012.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, однако учитывая характер совершенного правонарушения, количество смягчающих вину обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, изменила решение арбитражного суда, снизив размер штрафа до 9 481,62 руб.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, исходя из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18033/2012 от 02.10.2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 15 609 000 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18033/2012 от 02.10.2012, в государственный кадастр недвижимости 20.11.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом суды верно указали на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом анализа вышеуказанных норм, арбитражными судами сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как правомерно указали суды обеих инстанций, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:060401:347, установленная решением суда от 02.10.2012 не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (20.11.2012).
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, судебные инстанции правомерно указали, что начисление земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 474 081 руб. (559 931 руб. сумма подлежащая уплате в бюджет - 85 850 руб. сумма, исчисленная заявителем за 2012 год), также начисление соответствующих сумм пени, является незаконным, в связи с чем, суды правомерно признали оспариваемое решение ответчика недействительным в указанной части.
Данным решением Инспекции от 07.08.2013 N 2.12-0-19/3791 Общество также привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 326,20 руб. (516 310 руб. х 20%)/10).
Признавая незаконным привлечение Общества к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, арбитражные суды пришли к выводу о необходимости освобождения Общества от ответственности в виде штрафа по основаниям, предусмотренным статьей 111 НК РФ, поскольку при исчислении спорного налога налогоплательщик руководствовался кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка, полученной из кадастровой службы, ошибочно указавшей кадастровую стоимость равной рыночной на основании решения арбитражного суда N А65-18033/2012 от 02.10.2012 в размере 15 609 000 по состоянию на 01.01.2012.
Однако, при рассмотрении спора судом первой инстанции не было учтено следующее обстоятельство. При этом апелляционная инстанция исходила из следующего.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) наступает в результате неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
В связи с чем, для привлечения к налоговой ответственности необходимо установить факт занижения налоговой базы либо иное неправильное исчисление налога или других неправомерных действий.
Неполная уплата земельного налога за 2012 год, подтверждается материалами камеральной налоговой проверки, таким образом, налоговой орган правомерно пришел к выводу о том, что действия налогоплательщика содержат признаки налогового правонарушения, ответственность за которое установлена в пункте 1 статьи 122 НК РФ.
Между тем, расчет спорного налога Обществом на основании кадастровой справки от 26.12.2012 не является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в порядке статьи 111 НК РФ.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, количество смягчающих вину обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, апелляционная инстанция по правилам статьи 112, 114 НК РФ правомерно снизила размер штрафа до 9 481,62 руб. ((474 081 руб. х 20 %) : 10), изменив в этой части принятое по делу решение суда первой инстанции.
Исходя из вышеизложенного вывод суда апелляционной инстанции о недействительности решения от 07.08.2013 N 2.12-0-19/3791 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в части суммы превышающей 9 481,62 руб., суд кассационной инстанции признает правильным.
Кроме того, заявителем кассационной жалобы обжалуются судебные акты двух инстанций. В то же время, поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, то подлежит оставлению без изменения лишь указанное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А65-26189/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неполная уплата земельного налога за 2012 год, подтверждается материалами камеральной налоговой проверки, таким образом, налоговой орган правомерно пришел к выводу о том, что действия налогоплательщика содержат признаки налогового правонарушения, ответственность за которое установлена в пункте 1 статьи 122 НК РФ.
Между тем, расчет спорного налога Обществом на основании кадастровой справки от 26.12.2012 не является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в порядке статьи 111 НК РФ.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, количество смягчающих вину обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, апелляционная инстанция по правилам статьи 112, 114 НК РФ правомерно снизила размер штрафа до 9 481,62 руб. ((474 081 руб. х 20 %) : 10), изменив в этой части принятое по делу решение суда первой инстанции.
Исходя из вышеизложенного вывод суда апелляционной инстанции о недействительности решения от 07.08.2013 N 2.12-0-19/3791 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в части суммы превышающей 9 481,62 руб., суд кассационной инстанции признает правильным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2014 г. N Ф06-14173/13 по делу N А65-26189/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14173/13
01.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7879/14
07.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26189/13
27.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26189/13