г. Казань |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А57-19632/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2014 (судья Калинина А.В) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.) по делу N А57-19632/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоспецмонтаж", г. Саратов (ИНН 6452011440, ОГРН 1026402674077) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитету по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155) о признании недействительным постановления от 27.07.2011 N 1530 в части,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоспецмонтаж" (далее - ОАО "Волгоспецмонтаж", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 27.07.2011 N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)" в части установления красных линий в отношении земельного участка площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Заводская, земельного участка площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Заводская.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ОАО "Волгоспецмонтаж" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Заводская, д. 2: нежилые здания общей площадью 242,5 кв.м и 2225,9 кв.м, нежилое здание с пристройкой общей площадью 609,1 кв.м, сооружение склад-навес общей площадью 150,5 кв.м., которые находятся на земельном участке площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66, земельном участке площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87.
Принадлежность объектов на праве собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.02.2012 серии 64 АГ N 447711, от 29.08.2003 серии 64 АА N N 595923, N 595925, 595922, 595924.
Из кадастрового паспорта от 12.12.2011 N 64/201/11-29208, кадастровой выписки о земельном участке от 31.10.2011 N 64/201/11-9691 усматривается, что указанные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет в 1993 году, разрешенное использование земельных участков - производственная база.
Земельный участок площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66 предоставлен ОАО "Волгопецмонтаж" в аренду на основании договора от 28.10.1993 N 247.
Земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87 предоставлен обществу в постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта N Сар-39-02-000638.
В 2012 году ОАО "Волгопецмонтаж" обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлениями администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.04.2012 N 612, от 18.07.2012 обществу отказано в предоставлении земельного участка площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, земельного участка площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66 в собственность ввиду их частичного расположения в границах территории общего пользования.
27.06.2013 ОАО "Волгоспецмонтаж" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении документов, послуживших основанием для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Письмом от 26.07.2013 N 01-02-20/619 администрация сообщила заявителю, что в соответствии с Проектом планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), утвержденным постановлением от 27.07.2011 N 1530, земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, земельный участок площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66 частично расположены в красных линиях улиц (территории общего пользования), что исключает возможность их приватизации.
Судами установлено, из материалов дела следует, что 27.07.2011 администрацией принято постановление N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)", в соответствии с которым утвержден проект планировки территорий общего пользования, в том числе и в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, земельному участку площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66, в границах которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Волгоспецмонтаж".
Постановление администрации от 27.07.2011 N 1530 опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 02.08.2011 N 79.
Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству в части утверждения проекта планировки территорий общего пользования и прохождения красной линии по земельным участкам, в границах которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, принято без учета прав заявителя на объект недвижимости, ОАО "Волгоспецмонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пункт 12 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Таким образом, из изложенного следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации).
В силу пункта 1 данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, судом первой инстанции на основе анализа части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, сделан обоснованный вывод, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
По земельным участкам площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Заводская, проходит красная линия, пересекая объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Волгоспецстрой".
Объекты недвижимости, расположенные на указанных земельных участках, непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью заявителя и находятся у него в собственности.
Доказательств планирования строительства объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на предоставленных обществу земельных участках, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "Волгоспецстрой" на праве собственности, администрацией в материалы дела не представлено.
Также материалы дела не содержат доказательств того, что красные линии были изменены до начала строительства производственной базы и до регистрации права собственности на объекты недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков или приобретение права их аренды земельных участков.
При указанных обстоятельствах суды предыдущих инстанций сделали правомерный вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя, в частности, его права на приватизацию земельного участка.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что по смыслу указанных норм предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Земельные участки, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Заводская, площадью 800 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:87, площадью 4902 кв.м с кадастровым номером 64:48:020305:66 поставлены на кадастровый учет 13.09.1993. Из кадастрового паспорта и кадастровой выписки усматривается, что разрешенное использование земельных участков - производственная база.
Право аренды земельного участка площадью 4902 кв.м и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 800 кв.м приобретены ОАО "Волгоспецмонтаж" на основании постановления от 13.09.1993 N 393-5.
Доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений в отношении данного земельного участка администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
Испрашиваемые земельные участки с момента его формирования использовались под объекты недвижимости (производственная база), в настоящее время принадлежащие ОАО "Волгоспецмонтаж" на праве собственности. Каких-либо доказательств использования спорных земельных участков в иных границах, а также доказательств наличия территории, не занятой принадлежащими обществу объектами недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о нарушении уполномоченным органом порядка утверждения Проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), выразившегося в участии в заседании комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" лиц, не включенных в установленном порядке в состав данной комиссии, а также в принятии заключения о результатах публичных слушаний, оформленного в виде протокола N 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011, с нарушением установленных норм, в связи с чем данный документ не может быть признан надлежащим, порождающим правовые последствия в виде утверждения главой администрации проекта планировки территории общего пользования.
В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что установление красных линий по земельным участкам, используемым под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении каких-либо обременений по данным участкам и планировании строительства на данном земельном участке объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А57-19632/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
...
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что установление красных линий по земельным участкам, используемым под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении каких-либо обременений по данным участкам и планировании строительства на данном земельном участке объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г. N Ф06-15652/13 по делу N А57-19632/2013