г. Казань |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А72-17510/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Алешкиной О.Г., доверенность от 10.07.2014 N 96-14,
Иванова Н.Н., доверенность от 06.10.2014 N 457-14,
Айметова Р.Р. доверенность от 07.04.2014 N 69-14,
ответчика - Елисеевой Е.С., доверенность от 01.10.2014 б/н,
Степановой М.С., доверенность от 08.11.2013 б/н,
открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - Каракозовой Л.Ю., доверенность от 03.06.2014 N 979/юр, Зимина С.В., доверенность от 03.06.2014 N 980/юр,
в отсутствие:
иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.05.2014 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А72-17510/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области об оспаривании решения и предписания, и по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к заместителю председателя правления открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Мольскому Алексею Валерьевичу о привлечении к административной ответственности, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), общества с ограниченной ответственностью "Техника-Технология-Конструкции" (ИНН 7327061090, ОГРН 1117327003375), открытого акционерного общества "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (ИНН 7703651792, ОГРН 1077763818450), некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (ИНН 7705429930, ОГРН 1027739482616),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 24.12.2013 по делу N 10161/04.
Определением от 24.02.2014 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А72-17510/2013 по вышеуказанному заявлению и дело N А72-1733/2014 по заявлению антимонопольного органа о привлечении заместителя председателя правления общества "ФСК ЕЭС" Мольскова А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Объединенному делу присвоен номер А72-17510/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - общество "Ульяновскэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "Техника-Технология-Конструкции" (далее - общество "Техника-Технология-Конструкции"), открытое акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" и некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.05.2014 в удовлетворении требований общества "ФСК ЕЭС" отказано, требования антимонопольного органа удовлетворены, суд привлек Мольского Алексея Валерьевича (17.08.1980 года рождения, уроженца г. Грозный Чеченской Республики, зарегистрированного по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 35/30, кв. 162) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ФСК ЕЭС" просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Общество "Ульяновскэнерго" обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области (приказ комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87).
Зоны деятельности общества "Ульяновскэнерго" определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (приказ комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87, приказы Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 N 06-105, от 30.05.2011 N 06-271, от 26.07.2011 N 06-471, от 30.05.2011 N 06-272).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 252-э "О включении организаций в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" общество "Ульяновскэнерго" имеет статус гарантирующего поставщика по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт".
Общество "Ульяновскэнерго" является субъектом оптового рынка электрической энергии (свидетельство от 06.09.2006) и имеет группу точек поставки, зарегистрированную в торговой системе оптового рынка электрической энергии, и обладает правом участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с использованием зарегистрированной группы точек поставки.
Общество "ТТК" в январе 2013 года обратилось в общество "Ульяновскэнерго" с заявлением о заключении договора энергоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова, д. 10, стр. 2.
Объект организации был надлежащим образом технологически присоединен к электрическим сетям общества "ФСК ЕЭС", что подтверждено актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 07.12.2012 N 1, актом об осуществлении технологического присоединения энергетических установок общества "ТТК" к объектам электросетевого хозяйства общества "ФСК ЕЭС" от 10.01.2013. Для учета электрической энергии установлен узел учета электрической энергии, что подтверждено актом проверки узла учета от 15.02.2013.
По результатам рассмотрения заявления общества "ТТК" указанная точка поставки включена в действующий договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 000378ЭО (яч. N 106 ПС 220/110/6) (дополнительное соглашение от 18.02.2013).
На основании пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", абзаца 3 пункта 9 и пункта 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. Иных оснований для отказа в заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) не имеется.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 28 Основных положений).
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Общество "Ульяновскэнерго" направило в адрес заявителя уведомление об осуществлении в установленном порядке подключения потребителя и подачи напряжения на объект потребителя (общества "ТТК") и заявление на включение указанной точки поставки в действующий договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 29.09.2009 N 433/п.
Письмами от 30.04.2013 N 3803/27 и от 08.07.2013 N 6097/27 общество "Ульяновскэнерго" также обращалось заявителю с просьбами о внесении изменения в договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 29.09.2009 N 433/п, и о начале оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении общества "ТТК".
Общество "ФСК ЕЭС" 14.06.2013 (исх. N 51/1017) направило в адрес общества "Ульяновскэнерго дополнительное соглашение N 8 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, пунктом 7 которого предусмотрено право сетевой организации не приступать к исполнению своих обязательств по договору в части потребителя (общество "ТТК") до момента предоставления документов, свидетельствующих о допуске общества "Ульяновскэнерго" к торговой системе оптового рынка (получения права участия в торговле электрической энергией (мощностью) в торговой системе оптового рынка) по точкам поставки.
02.08.2013 (исх. N МА-5049) общество "ФСК ЕЭС" предложило следующее отлагательное условие: "Обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии", которое также согласовано обществами "Ульяновскэнерго" и "ФСК ЕЭС" в протоколе урегулирования разногласий от 19.08.2013 к дополнительному соглашению N 8 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 29.09.2009 N 433/п.
Таким образом, заявитель отказал в подаче напряжения на объекты потребителя (общества "ТТК") в связи с отсутствием регистрации (актуализации) общества "Ульяновскэнерго" точки поставки ПС 220/110/6кВ Ульяновская яч. 106 на оптовом рынке электрической энергии и мощности в сечении общество "ФСК ЕЭС" - "Ульяновскэнерго".
Общество "Ульяновскэнерго" обратилось в антимонопольный орган с заявлением на неправомерные действия заявителя по отказу в подаче напряжения на энергопринимающие устройства общества "ТТК".
Решением антимонопольного органа от 24.12.2013 действия общества "ФСК ЕЭС", выразившиеся в отказе в подаче напряжения на энергопринимающие устройства общества "ТТК", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова, д. 10, стр. 2, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании данного решения обществу выдано предписание от 24.12.2013 N 139 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления подачи напряжения на энергопринимающие устройства общества "ТТК".
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Заявитель является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии, что подтверждается его нахождением в реестре субъектов естественных монополий под регистрационным номером 47.1.110 (включен 25.06.2003 N 49-э/1) на товарном рынке "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", а также утверждением ему ставок тарифа на услуги по передаче электрической энергии (приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 N 552-Э/2).
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции заявитель занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной сети.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" общество "ФСК ЕЭС" определено в качестве организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети (абзац 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Поэтому выводы судов о том, что отказывая в подаче напряжения на энергопринимающие устройства общества "ТТК", заявитель принимает на себя регулятивные функции, тем самым ущемляет интересы потребителя электрической энергии, суд кассационной инстанции признает обоснованным.
По мнению подателя жалобы, договор энергоснабжения потребителя должен в спорных правоотношениях начать действовать только после регистрации точки поставки на оптовом рынке.
Между тем согласно статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 28 Правил N 861 предусмотрено, что обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Дата начала исполнения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) определяется в соответствии с Основными положениями или договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности. При этом дата начала поставки электрической энергии по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) не может быть ранее даты заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется начиная с указанных в договоре даты и времени, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении такого энергопринимающего устройства (пункт 28 Основных положений).
Исходя из системного толкования указанных норм права следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии является составной частью возникших правоотношений по энергоснабжению между гарантирующим поставщиком и потребителем, оказание которых сетевой организацией должно быть начато при наличии заключенного договора энергоснабжения с потребителем, энергопринимающее устройство которого присоединено к сетям сетевой организации без нарушения процедуры технологического присоединения.
Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности, а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке (пункт 12 Основных положений).
Точка поставки общества "ТТК" расположена на территории Ульяновской области.
В соответствии с абзацем 3 пункта 24 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, группы точек поставки для гарантирующих поставщиков определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности.
"Группа точек поставки" (ГТП) - одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности.
В соответствии с Регламентом допуска к торговой системе оптового рынка (Приложение N 1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка), субъект оптового рынка, намеренный осуществлять сделки купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, обязан выполнить следующие юридические действия:
зарегистрировать группу точек поставки субъекта оптового рынка, с использованием которой субъект намерен участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке.
получить право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с использованием зарегистрированной группы точек поставки.
Последний допуск общества "Ульяновскэнерго" к торговой системе оптового рынка электроэнергии осуществлен 01.05.2010 в связи с изменением количественного состава ГТП. Регистрация ГТП субъекта в торговой системе оптового рынка электроэнергии, в том числе по ПС "Ульяновская", подтверждена Уведомлением открытого акционерного общества "АТС" от 30.04.2010 N 01-02/10-7046-0. Со стороны общества "Ульяновскэнерго" в настоящее время осуществляются мероприятия по регистрации (актуализации) точки поставки ПС 220/110/6 кВ Ульяновская яч. 106 на оптовом рынке электрической энергии и мощности в сечении обществ "ФСК ЕЭС" - Ульяновскэнерго".
При этом следует отметить, что не все точки поставки на ПС "Ульяновская" являются зарегистрированными в ГТП, но поставка по этим точкам осуществляется, согласуется между обществом "Ульяновскэнерго" и заявителем. Как установлено антимонопольным органом, после реконструкции ПС 220 кВ "Ульяновская" было удалено 35 точек поставки, появилось 54 новые точки поставки на присоединениях ПС "Ульяновская" 220/110/6кВ, но поставка по этим точкам осуществляется, объемы ежемесячно согласуются, что подтверждаются актами интегрального учета перетоков.
Поэтому выводы судов о возможности обществом "ФСК ЕЭС" оказать услуги по передаче электрической энергии потребителю - обществу "ТТК" следует признать законными и обоснованными. Действия заявителя правильно квалифицированы по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции в действиях заместителя председателя правления общества "ФСК ЕЭС" установлен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с чем суд привлек его к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции признал привлечения данного лица к административной ответственности правомерным.
Судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции, дело рассмотрено судами правильно. Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Доводы кассационной жалобы общества "ФСК ЕЭС" не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу N А72-17510/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Последний допуск общества "Ульяновскэнерго" к торговой системе оптового рынка электроэнергии осуществлен 01.05.2010 в связи с изменением количественного состава ГТП. Регистрация ГТП субъекта в торговой системе оптового рынка электроэнергии, в том числе по ПС "Ульяновская", подтверждена Уведомлением открытого акционерного общества "АТС" от 30.04.2010 N 01-02/10-7046-0. Со стороны общества "Ульяновскэнерго" в настоящее время осуществляются мероприятия по регистрации (актуализации) точки поставки ПС 220/110/6 кВ Ульяновская яч. 106 на оптовом рынке электрической энергии и мощности в сечении обществ "ФСК ЕЭС" - Ульяновскэнерго".
При этом следует отметить, что не все точки поставки на ПС "Ульяновская" являются зарегистрированными в ГТП, но поставка по этим точкам осуществляется, согласуется между обществом "Ульяновскэнерго" и заявителем. Как установлено антимонопольным органом, после реконструкции ПС 220 кВ "Ульяновская" было удалено 35 точек поставки, появилось 54 новые точки поставки на присоединениях ПС "Ульяновская" 220/110/6кВ, но поставка по этим точкам осуществляется, объемы ежемесячно согласуются, что подтверждаются актами интегрального учета перетоков.
Поэтому выводы судов о возможности обществом "ФСК ЕЭС" оказать услуги по передаче электрической энергии потребителю - обществу "ТТК" следует признать законными и обоснованными. Действия заявителя правильно квалифицированы по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции в действиях заместителя председателя правления общества "ФСК ЕЭС" установлен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с чем суд привлек его к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2014 г. N Ф06-15523/13 по делу N А72-17510/2013