г. Казань |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А55-26350/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-26350/2013
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица - Лыковой Татьяны Петровны, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.06.2013 N 2754а-2012/2014, заключенного между Министерством и Лыковой Татьяной Петровной, содержащегося в сообщении от 05.09.2013 N 01/667/2013-736 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Лыкова Татьяна Петровна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что договор аренды от 11.08.2005 N 024068з не был заключен на неопределенный срок, и, соответственно, у арендатора не возникло на основании указанного договора преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. На государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о соблюдении требований, предусмотренных пунктами 2.12, 2.13 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в соответствии с которыми решение о предоставлении в аренду земельного участка Министерство принимает после проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Главы города Самара от 15.04.2005 N 756 между Комитетом по управлению имуществом города Самара (арендодатель) и Лыковой Татьяной Петровной (арендатор) был заключен договор от 11.08.2005 N 024068з аренды земельного участка, площадью 126,3 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Сельская, д. 15, под приусадебный участок.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Впоследствии между Министерством (арендодатель) и Лыковой Татьяной Петровной (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 17.06.2013 N 2754а-2012/2014, по условиям которого вышеназванный земельный участок предоставляется арендатору сроком на один год.
На обращение сторон вышеназванного договора в Управление Росреестра с заявлением о его государственной регистрации, сообщением от 05.09.2013 N 01/667/2013-736 в государственной регистрации договора было отказано на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), со ссылкой на отсутствие у арендатора преимущественного права на заключение нового договора аренды.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего для с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено предоставление земельных участков без проведения торгов в форме аукциона в случаях, в том числе, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает преимущественное право заявителя перед другими лицами на заключение договора аренды земельного участка при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении этого земельного участка в аренду, принятого до 01.07.2006.
Судебными инстанциями установлено, что Лыкова Татьяна Петровна соответствует вышеперечисленным условиям, что подтверждается постановлением Главы города Самара от 15.04.2005 N 756 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду Лыковой Т.П. приусадебного земельного участка в Куйбышевском районе", договором аренды земельного участка от 11.08.2005 N 024068з, в связи с чем судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у Лыковой Т.П. права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Установив, что на государственную регистрацию представлены необходимые и достаточные документы, соответствующие требованиям статей 17, 18 Закона о регистрации, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А55-26350/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На обращение сторон вышеназванного договора в Управление Росреестра с заявлением о его государственной регистрации, сообщением от 05.09.2013 N 01/667/2013-736 в государственной регистрации договора было отказано на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), со ссылкой на отсутствие у арендатора преимущественного права на заключение нового договора аренды.
...
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2014 г. N Ф06-15584/13 по делу N А55-26350/2013
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15584/13
23.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9518/14
07.05.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7395/14
26.03.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26350/13