г. Казань |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А55-24366/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-24366/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) к закрытому акционерному обществу "Электрон-Авто", г. Самара (ОГРН 1026301696266, ИНН 6319060982) о взыскании 7 108 995 руб. 67 коп. долга, 7 131 834 руб. 61 коп. пеней,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Электрон-Авто" (далее - ответчик, ЗАО "Электрон-Авто") о взыскании 7 108 995 руб. 67 коп. долга, 7 131 834 руб. 61 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 24.03.2005 N 020372з аренды земельного участка и мотивированы тем, что ответчик не исполнил обязательства по уплате арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.08.2013. Период просрочки определен истцом с 11.01.2012 по 31.08.2013.
Решением от 25.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ЗАО "Электрон-Авто" в пользу Министерства строительства Самарской области 1 255 165 руб. 04 коп. долга и 636 092 руб. 11 коп. пеней, в остальной части иска - отказал.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582) Правила не могут применяться к отношениям аренды земель, находящиеся в муниципальной собственности; расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое решением Самарского областного суда от 09.02.2011 признано не противоречащим федеральному закону.
В судебном заседании 30.09.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 07.10.2014 до 15 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы города Самары от 29.11.2004 N 4538 между Комитетом по управлению имуществом города Самары (далее - Комитет) (арендодатель) и ЗАО "Электрон-Авто" (арендатор) заключен договор от 24.03.2005 N 020372з аренды земельного участка, на основании которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:01 12 002:0002, площадью 3442,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи от 24.03.2005.
Согласно пункту 3.1 договора его условия применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 29.11.2004.
Пунктом 3.2 договора установлено, что срок действия договора истекает 28.11.2009.
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.05.2005.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей строительства с 01.07.2006 возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области).
В силу пункта 4.2 договора арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3).
Согласно пункту 4.3 указанного договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Новая величина арендной платы устанавливается с момента, определенного соответствующим нормативным актом в порядке, установленном пунктом 5.2 договора.
В соответствии с пунктом 4.4 договора от 24.03.2005 N 020373з арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
В силу пункта 7.2 за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 ГК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, установил, что земельный участок предоставлялся ответчику в аренду для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, и рассчитал размер арендной платы в спорном периоде исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суд не признал расчет арендной платы, указанный в спорном договоре, отвечающим принципу экономической обоснованности и соответствующим основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Также суд отклонил довод ответчика об имеющейся у него переплате, не установив факт переплаты в спорный период.
Кроме того, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 333 ГК РФ при взыскании пеней, предусмотренных пунктом 7.2 договора.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, предусмотренные постановлением от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Согласно абзацу 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях, поскольку земельный участок предоставлялся ответчику в аренду для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, суды правомерно исчислили размер арендной платы за спорный период исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с учетом названных правовых норм, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что представленный истцом расчет арендной платы был произведен в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое признано не противоречащим федеральному закону, подлежит отклонению в силу следующего.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2011 N 15837/11, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, сформулированным в постановлении N 582, при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку расчету арендной платы, определенной истцом на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, и закрепленной в договоре, и признали, что данный расчет не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А55-24366/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях, поскольку земельный участок предоставлялся ответчику в аренду для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, суды правомерно исчислили размер арендной платы за спорный период исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с учетом названных правовых норм, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
...
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2011 N 15837/11, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, сформулированным в постановлении N 582, при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2014 г. N Ф06-14683/13 по делу N А55-24366/2013