г. Казань |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А55-26298/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Александрова В.В.,
при участии представителя:
ответчика - Смородинова М.В. (доверенность от 25.12.2013),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" и Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2014 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-26298/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью "Мелодия", г. Самара (ОГРН 1026301162887) о взыскании 13 377 951 руб. 12 коп. долга, 5 744 778 руб. 01 коп. пеней,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мелодия" (далее - ответчик, ООО "Мелодия") о взыскании 13 377 951 руб. 12 коп. долга, 5 744 778 руб. 01 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 16.11.2007 N 150 аренды земельного участка и мотивированы тем, что ответчик в период с 01.01.2011 по 31.03.2013 не исполнил обязательства по уплате арендной платы.
Решением от 28.03.2014 Арбитражный суд Самарской области иск удовлетворил частично, взыскав 174 684 руб. 30 коп. долга и 74 682 руб. 11 коп. пеней, в остальной части иска - отказал.
Постановлением от 16.06.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда изменил, увеличив взыскание долга до 1 076 121 руб. 20 коп., пеней - до 479 315 руб. 80 коп.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить как не соответствующие нормам права, иск удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы считает необходимым применение при расчете долга по арендной плате в спорный период порядка, утвержденного Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу); судом апелляционной инстанции незаконно не применен уровень инфляции за 2009, 2010 годы в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
В кассационной жалобе ООО "Мелодия" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить как не соответствующие нормам права, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает незаконным получение истцом арендной платы в период с 2008 по 2010 год в размере большем, чем предусмотрено договором аренды, в связи с чем суд при рассмотрении настоящего спора о взыскании долга за период с 2011 по 2013 годы должен был учесть факт переплаты в предыдущий период.
В отзыве Министерство строительства Самарской области просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации N 582, правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, установил, что земельный участок предоставлялся ответчику в аренду для строительства универсального магазина с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, и рассчитал размер арендной платы в спорном периоде исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, который составляет 502 707 руб. 19 коп. в год, 41 892 руб. 27 коп. в месяц.
При этом суд не признал расчет арендной платы, указанный в спорном договоре, отвечающим принципу экономической обоснованности и соответствующим основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая, что в период с августа 2009 года по февраль 2010 года истцом уплачивалась арендная плата в размере, превышающем размер, определенный судом по настоящему делу, суд первой инстанции произвел зачет излишне уплаченной арендной платы и признал долг истца за период с декабря 2012 по март 2013 в размере 174 684 руб. 30 коп.
Принимая во внимание наличие просрочки внесения арендной платы в этот период, суд первой инстанции взыскал 74 682 руб. коп. пеней.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости применения к спорным отношениям положений постановления Правительства Российской Федерации N 582 исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011, в связи с чем также не признал правомерным расчет арендной платы в спорный период, представленный истцом.
Однако, применяя положения постановления Правительства Российской Федерации N 582, суд апелляционной инстанции учел пункт 8 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697), в соответствии с которым арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, рассчитал арендную плату исходя из предельного размера арендной платы - 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год с последовательным переумножением индексов прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В связи с этим суд апелляционной инстанции определил размер арендной платы за использование земельного участка в период с 01.01.2011 по 31.03.2013 в сумме 1 176 121 руб. 20 коп.
Учитывая, что ответчиком платежным поручением от 07.11.2012 N 588 уплачено 100 000 руб. арендной платы, суд апелляционной инстанции признал обязанность ответчика уплатить долг по арендной плате в спорный период в сумме 1 076 121 руб. 20 коп. и обязанность уплатить пени в сумме 479 315 руб. 80 коп.
Поскольку представленные ответчиком платежные поручения об уплате арендной платы по договору в период с 2008 по 2010 годы не имеют отношения к спорному периоду, суд не установил оснований к зачету требований, признав незаконным расчет арендной платы ответчика, произведенный им с момента начала действия договора аренды.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьями 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Поэтому доводы кассационной жалобы Министерства строительства Самарской области отклоняются судом кассационной инстанции как незаконные.
Поскольку судом апелляционной инстанции проверен на соответствие названным правилам и ориентирам расчет арендной платы, представленный истцом за период с 01.01.2011 по 31.03.2013, и исчислен размер арендной платы, подлежащий уплате именно в этот период, доводы кассационной жалобы ООО "Мелодия" о распространении этого размера арендной платы на период с августа 2009 года без соответствующего встречного иска не соответствует закону.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А55-26298/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьями 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 (действующее с 04.08.2009).
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2014 г. N Ф06-14507/13 по делу N А55-26298/2013