г. Казань |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А55-1377/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрова А.Л., Коноплёвой М.В.
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-1377/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара (ИНН 6318100209 ОГРН 1026301511840) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, с привлечением третьих лиц: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара, предпринимателя Безгиной Людмилы Ивановны, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Вираж-2" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводскогошоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и о возложении на ответчика обязанности принять решение о разделе земельного участка в кадастровым номером 63:01:0930001:7 на пять земельных участков и заключить с открытым акционерным обществом"Вираж-2" договор купли-продажи земельного участка площадью 60 600,4 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 решение суда первой инстанции отменено. Отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в предоставлении открытому акционерному обществу "Вираж-2" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 признан незаконным. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вираж-2" в установленном порядке.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.10.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции открытое акционерное общество "Вираж-2" уточнило предмет заявленных требований и просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Вираж-2" земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и о возложении на ответчика обязанности рассмотреть обращение от 28.06.2012 N 34.
Изменение предмета заявленных требований судом первой инстанции принято.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в предоставлении в собственность открытого акционерного общества "Вираж-2" земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, содержащийся в сообщении от 04.12.2012 N 24/471. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вираж-2" путем рассмотрения его обращения от 28.06.2012 N 34 и принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит вышеуказанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в постоянном (бессрочном) пользовании открытого акционерного общества "Вираж-2" находится земельный участок площадью 68 000 кв. м с кадастровым номером 63:01:0930001:7, расположенный по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, что подтверждается свидетельством о праве от 07.09.1992 N 1550.
На указанном земельном участке, помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, расположен объект гражданской обороны, находящийся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федеральной собственности от 28.02.2009 N 3521.
Открытое акционерное общество "Вираж-2" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением от 28.06.2012, в котором просило заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7.
Сообщением от 04.12.2012 N 24/471 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 1 данного перечня предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2011 N 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (далее - Административный регламент).
Пунктами 3.2.1., 3.2.2. и 3.2.3. Административного регламента предусмотрено, что при поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры от заявителя, ответственный исполнитель Росимущества осуществляет их рассмотрение на предмет комплектности, а также оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.
В случае, если представлен неполный комплект документов, указанных в пункте 2.8. Административного регламента, ответственный исполнитель Росимущества обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
В случае, если представлен неполный комплект документов, к письму об отказе в предоставлении государственной услуги прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы. Максимальный срок подготовки такого письма составляет 1 рабочий день.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным
Статья 36 ЗК РФ не ставит возможность приобретения юридическим лицом в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в зависимость от наличия государственной регистрации прав на него публичным собственником.
Согласно статье 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что заявление от 28.06.2012 вместе с пакетом документов было представлено лично генеральным директором (единоличным исполнительным органом) заявителя.
При этом должностным лицом ответчика была проверена личность генерального директора и документ, удостоверяющий его личность. Заявление и пакет документов, приложенных к нему, были приняты без каких-либо замечаний.
Таким образом, у заявителя отсутствовала обязанность по представлению копии документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица, так как заявление подписано не представителем юридического лица, а его единоличным исполнительным органом - генеральным директором.
Ответственный исполнитель ответчика не подготовил и не направил в адрес заявителя письмо об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов, из этого следует, что заявителем представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Более того, ответчик письмом от 27.08.2012 N 6122 (спустя два месяца с момента поступления заявления о продаже земельного участка) информировал заявителя о продлении срока рассмотрения заявления на приватизацию земельного участка, при этом ответчик не сообщил заявителю о предоставлении неполного пакета документов, что также подтверждает вывод о предоставлении заявителем полного пакета необходимых документов.
Таким образом ответчик незаконно отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по причине не предоставления копии документа, удостоверяющего личность исполнительного органа заявителя.
Отсутствие государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность этого участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Право на приватизацию земельного участка физическими либо юридическими лицами, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ, не должно ставиться в зависимость от желания уполномоченного органа государственной власти зарегистрировать соответствующие права на этот участок.
На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0930001:7 находится защитное сооружение гражданской обороны. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра федерального имущества. Именно поэтому заявитель и просит разделить земельный участок и предоставить ему в собственность земельные участки занятые его объектами недвижимости и не занятые защитным сооружением гражданской обороны, а земельный участок занятый защитным сооружением гражданской обороны заявитель просит предоставить в аренду, а не в собственность. Наличие защитного сооружения гражданской обороны на земельном участке не препятствует разделу земельного участка и предоставлению земельных участков свободных от защитного сооружения, на которых располагаются объекты недвижимости заявителя, в собственность заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930001:7 право собственности Российской Федерации возникло в силу закона.
Таким образом, ответчик незаконно отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка по причине отсутствия государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок.
Кроме того, заявитель обратился к ответчику с требованием о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 и представил правоустанавливающий документ на данный участок. Оснований для отказа в разделе этого участка у ответчика не имелось, а поэтому ответчик был обязан осуществить действия по разделу указанного земельного участка с целью дальнейшего предоставления в собственность заявителю части этого участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. Ответчик в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязан в установленный статьей 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращения заявителя и принять соответствующие решения по заявлению, предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А55-1377/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0930001:7 находится защитное сооружение гражданской обороны. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра федерального имущества. Именно поэтому заявитель и просит разделить земельный участок и предоставить ему в собственность земельные участки занятые его объектами недвижимости и не занятые защитным сооружением гражданской обороны, а земельный участок занятый защитным сооружением гражданской обороны заявитель просит предоставить в аренду, а не в собственность. Наличие защитного сооружения гражданской обороны на земельном участке не препятствует разделу земельного участка и предоставлению земельных участков свободных от защитного сооружения, на которых располагаются объекты недвижимости заявителя, в собственность заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930001:7 право собственности Российской Федерации возникло в силу закона.
Таким образом, ответчик незаконно отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка по причине отсутствия государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок.
Кроме того, заявитель обратился к ответчику с требованием о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 и представил правоустанавливающий документ на данный участок. Оснований для отказа в разделе этого участка у ответчика не имелось, а поэтому ответчик был обязан осуществить действия по разделу указанного земельного участка с целью дальнейшего предоставления в собственность заявителю части этого участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. Ответчик в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязан в установленный статьей 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращения заявителя и принять соответствующие решения по заявлению, предусмотренные законом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2014 г. N Ф06-14461/13 по делу N А55-1377/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14461/13
26.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8374/14
03.02.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1377/13
28.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8942/13
11.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6061/13
26.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1377/13