г. Казань |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А55-4563/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Довгаль О.В., по доверенности от 01.01.2014 N 38,
ответчика - Усачева А.В., по доверенности от 26.02.2014 (б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела МВД России по г. Новокуйбышевску ГУ МВД России по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-4563/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026303118126, ИНН 6330000553), г. Новокуйбышевск, к отделу МВД России по г. Новокуйбышевску ГУ МВД России по Самарской области, г. Новокуйбышевск, о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2014 63 АА 097016 по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ, отделу МВД России по г. Новокуйбышевску ГУ МВД России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ОАО "НК НПЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. начальника ОГИБДД О МВД РФ по г. Новокуйбышевску (далее - административный орган) от 21.02.2014 63 АА 097016 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Суд удовлетворил заявленные обществом требования. При этом суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое постановление административного органа, как и протокол об административном правонарушении, не содержат описания крупногабаритного груза, перевозимого заявителем, не указана марка транспортного средства, госномер, не изложены противоправные действия, вменяемые в вину обществу.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, административный орган обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 21 октября 2014 года.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 12.02.2014 в 08 час 45 мин на ул. Промышленная в г. Новокуйбышевск сотрудником ОВ ДПС ГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску был составлен протокол об административном правонарушении 63 СК 372477 в отношении водителя общества Хлыновского Е.Н., управлявшего транспортным средством КАМАЗ 541000 госзнак о216вв163 с полуприцепом госзнак АО 8904 63, принадлежащим обществу, за нарушение Правил дорожного движения РФ - за перевозку крупногабаритного груза без печати и подписи ответственного лица в специальном разрешении 63 N 0000055, за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В отношении общества, Административным органом, 14.02.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Данное определение, с уведомлением о дате, времени и месте составления административного протокола - 18.02.2014 в 09 часов 00 минут, получено обществом 17.02.2014, входящий N 770, о чем свидетельствует штамп общества в получении письма от 14.02.2014 N73/5-3437.
В отношении общества, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя, составлен протокол от 18.02.2014 63 АА 188033 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в связи с допуском к осуществлению перевозки крупногабаритного груза в нарушение п.4.7 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ.
Письмом от 19.02.2014 N 73/5-3727 административный орган направил обществу копию протокола об административном правонарушении, которое содержит сведения о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в письме уведомил законного представителя общества о времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 21.02.2014 к 14-00 час. Указанные протокол и письмо получены обществом 19.02.2014 входящий N 851, о чем свидетельствует штамп общества в получении письма.
Административным органом вынесено постановление от 21.02.2014 63 АА 097016 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.
Порядок выдачи указанных разрешений, а также порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция).
При этом тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1 (пункт 1.2 Инструкции).
В силу пункта 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в названной Инструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, а также Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса РФ от 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция).
Согласно с пунктом 4.7 Инструкции во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей указанных в нем должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 КоАП РФ.
Объективную сторону состава данного правонарушения составляет перевозка тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска или при отсутствии подписей на специальном разрешении.
Субъектами данного правонарушения являются водитель, должностное лицо, ответственное за перевозку такого груза и юридическое лицо.
Следовательно, для привлечения к ответственности по части 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае административный орган должен доказать факт перевозки тяжеловесного груза, а также установить наличие специального пропуска либо разрешения на перевозку такого груза.
Согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что законодателем установлен определенный порядок составления протокола об административном правонарушении, который, прежде всего, предполагает соблюдение предусмотренных КоАП РФ прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Предоставленная в материалы дела копия Протокола подтверждает, что все требования, предъявляемые к составлению протокола, согласно статье 28.2 КоАП РФ были соблюдены, а соответственно данное постановление является законным.
Оспариваемое постановление также соответствует всем требованиям закона и составлено с соблюдением всех законных норм.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.204 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано на то, что "При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был надлежащим образом уведомлен, что подтверждают соответствующие уведомления административного органа с отметками заявителя об их получении, что подтверждено и постановлением суда апелляционной инстанции.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указаны время и место нарушения водителем, выявленное инспектором ДПС, а в протоколе и постановлении об административном правонарушении в отношении юридического лица, указаны время и место совершения нарушения юридическим лицом, установленное в ходе проведенного административного расследования.
Согласно статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
В данном случае обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, исходя из чего суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Представленное обществом в материалы дела специальное разрешение 63 N 0000055 с внесенными в него отметками после принятия оспариваемого постановления не опровергает факта административного правонарушения и не является основанием для освобождения от административной ответственности.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции от 01.07.2014 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Самарской области от21.05.2014 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А55-4563/2014 отменить, кассационную жалобу отдела МВД России по г. Новокуйбышевску ГУ МВД России по Самарской области удовлетворить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2014 по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
...
Предоставленная в материалы дела копия Протокола подтверждает, что все требования, предъявляемые к составлению протокола, согласно статье 28.2 КоАП РФ были соблюдены, а соответственно данное постановление является законным.
...
Согласно статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
В данном случае обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, исходя из чего суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2014 г. N Ф06-16030/13 по делу N А55-4563/2014