г. Казань |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А57-22084/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Коваленко Е.П. (доверенность от 09.01.2014 б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2014 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А.)
по делу N А57-22084/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", г. Саратов (ИНН 6450932685, ОГРН 1086450002077) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании 2 675 112 руб. 40 коп. задолженности, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК" (далее - ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании 2 675 112 руб. 40 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 12.12.2010 по 30.11.2013.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2014 в качестве надлежащего ответчика по делу признан Комитет по финансам, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
В суде первой инстанции истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований к администрации МО "Город Саратов", которое было удовлетворено судом первой инстанции. Администрация была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, по мнению подателя жалобы, у собственника спорного жилья отсутствовала обязанность по оплате задолженности за капитальный ремонт, поскольку нормативный акт, которым такая обязанность установлена, подлежит применению не ранее августа 2014 года.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "УК Сокологвогорская ЖЭК" осуществляет управление следующими домами: Соколовогорский проезд, д. 13, 4А, 8-1; Соколовогорский проезд, д. 7, 9-2; Масленников проезд, д. 1, 14, 2, 4/12-3; Масленников проезд, д. 1-4; Соколовогорский проезд, д. 7, кор. 1-5; Соколовогорский проезд, д. 7, кор. 2-5; Абрикосовая, д. 1, 2; Бакинская, д. 11, 13, 15, 19, 2, 3, 6, 8; Весенняя, д. 4, 4/6; Загорная, д. 2, 4; Молодежная, д. 29; Мясницкая, д. 107, 138, 140, 145, 162, 65/71, 73; Мясницкий овраг, д. 108; совхоз Комбайн, д. 1, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 2, 21, 22, 28, 29, 3, 30, 31, 32, 33, 4, 8; Соколовогорская, д. 10, 10А, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 2, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 4, 6, 7; Усть-Курдюмская, д. 3, кор.Б; ЦДК г. Саратова, д. 2, 5, 7, что подтверждается сводным протоколом от 01.07.2008.
Общим собранием собственников жилья указанных выше многоквартирных домов большинством голосов было принято решение об установлении для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах плату за капитальный ремонт в размере величины федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц. Данное решение было оформлено сводным протоколом от 01.07.2008.
Согласно пункту 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2009-2011 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц в 2010 году в сумме 4 руб. 50 коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2011-2013 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц в 2011 года в сумме 5 руб. 40 коп.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2012-2014 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц в 2012 году в сумме 5 руб. 80 коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 N 146 "О федеральных стандартах платы жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013-2015 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого вмещения по Саратовской области на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц с 05.03.2014 в сумме 6 руб. 20 коп.
В связи с неоплатой взносов на капитальный ремонт доли МО "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество вышеуказанных многоквартирных жилых домов в спорном периоде истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Как правильно указано судами, вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В рассматриваемом случае общее собрание собственников помещений по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Судами установлено, что суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорном периоде, подтверждена письмами Комитета по управлению имуществом МО "Город Саратов" от 20.01.2014 N 07-09/826 и администрации Волжского района МО "Город Саратов" от 24.03.2014 N 2-06-22-265 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых управляющей компанией ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", в период с 12.12.2010 по 30.11.2013, представленными в материалы дела.
На основании указанных выше справок истец произвел расчет суммы взносов МО "Город Саратов" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых управляющей компанией - ООО "УК Соколовогорская ЖЭК" с 12.12.2010 по 30.11.2013 в размере 2 675 112 руб. 40 коп.
Расчет взносов проверен судами и признан правильным. Ответчик, в свою очередь, расчет не оспорил, контррасчет не представил.
Пунктом 8 Правил N 491 установлено, что разъяснения о применении Правил от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
На основании изложенного правомерен вывод судов, что МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доводы ответчика о возможности предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, обоснованно отклонен судами, поскольку в данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов. в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и положениями части 5 статьи 155, части 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судов, что МО "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности МО "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18.12.2005, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса; в соответствии с частью 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города; согласно пункту 3.23 Положения исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО "УК Соколовогорская ЖЭК" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности за период с 12.12.2010 по 30.11.2013 в сумме 2 675 112 руб. 40 коп.
Ссылка ответчика на положения пункта 3 статьи 169 Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ), в соответствии с которым, по мнению ответчика, у собственников не возникает обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт до принятия региональной программы, был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обосновано отклонен.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие названного федерального закона жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась (статья 158 ЖК РФ).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.
В материалы дела ответчиком представлено постановление Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области".
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.
Спорные жилые дома включены в вышеуказанную программу.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Как установлено судами, региональная программа капитального ремонта в Саратовской области была принята постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П и опубликована в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок реализации данной программы является 2014-2043 годы.
Таким образом, порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта, на 2013 год не установлен данной региональной программой капитального ремонта.
Следовательно, правомерен вывод судов, что в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А57-22084/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2014 г. N Ф06-16336/13 по делу N А57-22084/2013