г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А12-3226/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области - Голованова О.Ю. доверенность от 21.04.2014,
от муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" - Кудинова Е.С. доверенность от 28.06.2014, Иванов В.Л. доверенность от 01.04.2014,
от администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области - Кудинова Е.С. доверенность от 18.03.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-3226/2014
по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка", г. Урюпинск Волгоградской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о взыскании 148 761 869 руб. 45 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в пользу бюджета.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, истец) с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (далее МУП "Санитарная очистка", ответчик) о взыскании 14.8761.869,45 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в пользу бюджета, в том числе за второе полугодие 2011 в размере 38.615.578,81 руб., за 2012 в размере 88.422.777,64 руб. и за 1 квартал 2013 в размере 21.723.513 руб.
Решением от 04.06.2014 Арбитражного суда Волгоградской области с Муниципального унитарного предприятию "Санитарная очистка" в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 в размере 270.203,34 руб., за 2012 в размере 771.269,16 руб. и за 1 квартал 2013 в размере 212.936,21 руб. В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области и администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, на основании информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, и распоряжения от 21.11.2013 N 178 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.
МУП "Санитарная очистка" оказывает услуги муниципальному образованию, юридическим и физическим лицам по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, осуществляет хозяйственную деятельность по адресам: г. Урюпинск, ул. Б. Мушкетовская, 28; г. Урюпинск, ул. Л. Чайкина 53; г. Урюпинск, пр. Ленина 48.
Кроме того, администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области предоставлен МУП "Санитарная очистка" в аренду земельный участок из земель населенных пунктов города Урюпинска Волгоградской области, площадью 136753 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область город Урюпинск, микрорайон Гора Восточная,87, для временного складирования твердых бытовых отходов на основании договора аренды от 04.10.2013 N 43.
В ходе проверки установлено, что территория свалки по адресу г. Урюпинск, Гора Восточная 87 находится в искусственно созданном понижении рельефа в непосредственной близости от дороги и населенного пункта. Территория свалки не имеет гидроизоляции, ограждения, доступ к свалке является свободным. На момент осмотра места свалки установлены следы сжигания отходов с изоляцией горевшей массы отходов. Все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства и находятся несанкционированно.
Сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов предприятием не подавались.
Мониторинг за состоянием компонентов природной среды МУП "Санитарная очистка" как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется. Предприятием фактически осуществляется деятельность в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует лицензия на размещение 4 класса опасности.
По результатам проведенной проверки управлением Росприроднадзора по Волгоградской области доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в сумме 148 761 869руб.45 коп.
Проверяя правильность доначисленной государственным органом суммы, суды установили, что МУП "Санитарная очистка" по роду своей деятельности размещает отходы производства.
Законодательством в сфере охраны окружающей среды возложена обязанность на физических и юридических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду вносить плату за негативное воздействие.
Под негативным воздействием на окружающую среду в силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона).
Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена также положениями статьи 16 Закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 16 этого же Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632). Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды указано, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду - размещение отходов.
Форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления в государственные органы установлены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ от 05.04.2007 N 204).
Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть с учетом пятикратного повышающего коэффициента (пункт 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632).
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за второе полугодие 2011 в размере 38615578,81 руб., за 2012 в размере 88.422.777,64 руб. и за 1 квартал 2013 в размере 21.723.513 руб. на основании письма МУП "Санитарная очистка" от 16.07.2013, адресованного органам прокуратуры, согласно которому предприятие осуществляло размещение отходов 4 и 5 классов опасности на свалке, расположенной по адресу г. Урюпинск, ул. Гора Восточная,87 в 1 полугодии 2011 - 8480,9 тонн, 2012 18279,6 тонн и 1 квартал 2013 - 4184, 7 тонн. Запрашиваемые управлением документы, подтверждающие объем размещенных отходов, необходимые для составления расчета, ответчиком не были представлены.
Журнал движения отходов на предприятии в нарушение Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (зарег. в Минюсте России 14.10.2011) (далее - Порядок) не ведется.
Между тем согласно пункту 5 Порядка, все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период подлежат обязательному учету.
В силу пункта 6 Порядка, данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1,2,3,4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лица или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Таким образом, данный журнал учета является документом, подтверждающим объем размещенных отходов.
Суды не согласились с расчетом, представленным управлением в связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих заявленные объемы размещения отходов и их классы опасности.
В соответствии с контррасчетом, представленным ответчиком, плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2 полугодие 2011 составила 270.203,34 руб., за 2012 - 771.269,16 руб. и за 1 квартал 2013 - 212.936,21 руб.
Полагая, что контррасчет подтверждается представленными в материалы дела первичными документами (договорами, актами оказанных услуг и др.), суды признали его обоснованным.
При этом, суды признали, что объем отходов населения определен ответчиком по нормативам, установленным для населения (отходы населения относятся к 5 классу опасности), а объем, полученный от юридических лиц определялся в соответствии с актами выполненных работ и классом опасности в соответствии с паспортом.
Однако, как указывает заявитель кассационной жалобы, предоставленные ответчиком документы не содержали информацию о классе опасности размещенных отходов; о количестве отходов, которые предприятие размещало на обозначенном участке осуществляя уборку территории городского округа г. Урюпинска (есть только счет-фактура об оплате услуг администрацией); об отходах принятых от жилого фонда городского округа г. Урюпинск и размещенных на свалке.
По мнению заявителя жалобы, расчет платы, представленный МУП "Санитарная очистка" составлен неправильно. Объемы размещенных отходов указаны в куб.м. без применения коэффициента плотности 0,25, но не в тоннах, как закреплено требованиями, изложенными во Временных рекомендациях по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха утв. Минприроды России 02.11.1992. (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.1992 N 87).
Данный довод был заявлен госорганом, однако никакой оценки в судебных актах не получил.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Между тем, в нарушение указанных норм права суды первой и апелляционной инстанций не указали, по какой причине ими не был принят расчет, представленный управлением, по каким основаниям отклонены сведения, полученные по результатам проверки, проведенной Прокуратурой Урюпинского района.. Суды не проанализировали, в чем различия между расчетом, представленным обществом и расчетом, представленным управлением.
При рассмотрении данного спора судами не в полном объеме исследован вопрос - на основании каких документов учета предприятием составлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представленных им в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суду следует надлежащим образом исследовать представленные истцом документы, установить класс опасности размещенных предприятием отходов, предложить ответчику представить доказательства, подтверждающие его доводы о неправильном определении госорганом платы за негативное воздействие окружающей
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А12-3226/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632). Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
...
Форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления в государственные органы установлены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ от 05.04.2007 N 204).
...
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть с учетом пятикратного повышающего коэффициента (пункт 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632).
...
Журнал движения отходов на предприятии в нарушение Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (зарег. в Минюсте России 14.10.2011) (далее - Порядок) не ведется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16230/13 по делу N А12-3226/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11881/2021
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19533/17
20.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14089/16
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
14.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8913/16
25.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-600/16
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1351/15
30.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2887/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16230/13
20.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6624/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14