г. Казань |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А55-2712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-2712/2014
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Крячкова Александра Федоровича, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12, по заявлению Крячкова Александра Федоровича, изложенного в сообщении от 24.12.2012 N 01/183/2012-174 и понуждении осуществить государственную регистрацию данного договора аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Крячковым Александром Федоровичем подписан договор аренды лесного участка N 76/12, по условиям которого Крячкову А.Ф. в аренду сроком с 22.12.2008 по 01.06.2050 предоставлен лесной участок площадью 948 кв.м, кадастровый номер 63:01:0202002:0002, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 7, выдел N 4 для осуществления рекреационной деятельности.
Данный земельный участок был передан Крячкову А.Ф. по акту приема-передачи от 01.06.2001 на основании договора аренды от 01.06.2001 N 76.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" Департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов, и охраны окружающей среды Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 367 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Крячков А.Ф. 09.08.2012 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 24.12.2012 N 01/183/2012-174 отказало в государственной регистрации данного договора аренды на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Крячков А.Ф. обратился в Министерство с заявлением от 20.01.2014 вх. N 27/566 о принятии мер по устранению причин отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12.
Министерство, полагая, что отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы как уполномочено лица по распоряжению земельными участками лесного фонда и стороны по договору, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что Крячковым А.Ф. подано заявление о государственной регистрации договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, Студеный овраг, квартал 7 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, 3 линия, участок 2 А, литера 3, кадастровый номер 63:01:0202002:0002, тогда как на государственную регистрацию предоставлен договор аренды на другой земельный участок, а именно лесной участок площадью 948 кв. м, кадастровый номер 63:01:0202002:0002, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 7, выдел N 4, правильно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Как правильно отмечено судами, Крячковым А.Ф. в заявлении о государственной регистрации договора аренды указан кадастровый номер земельного участка, который соответствует кадастровому номеру земельного участка, являющегося предметом договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12, представленного на государственную регистрацию.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о несоответствие данных, представленных на государственную регистрацию в договоре аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12 и выписке из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - выписка из протокола заседания комиссии) в части срока действия договора лесного участка от 22.12.2008 N 76/12 данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым срок аренды определен с 14.10.2003 по 13.10.2052, также правильно признан судами несостоятельным, поскольку данное обстоятельство в рассматриваемом случае не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, так как ни срок, указанный в заявленном на государственную регистрацию договоре аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12 с 22.12.2008 по 01.06.2050, ни срок, указанный в заявленном на государственную регистрацию дополнительном соглашении к договору аренды с 22.12.2008 по 14.10.2052, не противоречат гражданскому, земельному, лесному законодательству, в частности, требованиям части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающей минимальный и максимальный сроки договоров аренды лесных участков.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Согласно статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности, иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Из пункта 1 статьи 41 Лесного кодекса РФ следует, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Материалами дела подтверждается, что вид использования лесов, указанный в выписке из протокола заседания комиссии и в заявленном на государственную регистрацию договоре лесного участка от 22.12.2008 N 76/12: для осуществления рекреационной деятельности, указан в целях приведения договора в соответствие с Лесным кодексом РФ, в связи с чем не противоречит действующему законодательству и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации данного договора.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на то, что представленный на регистрацию договор аренды лесного участка от 22.12.2008 N 76/12 не соответствует требованиям Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, поскольку отсутствует кадастровый паспорт (план) земельного участка, несостоятельна.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что неисполнение Крячковым А.Ф. предусмотренного пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требования по предоставлению кадастрового паспорта земельного участка, в совокупности с нормой, содержащейся в пункте 2 статьи 16 этого же Федерального закона, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что представленный на государственную регистрацию кадастровый план земельного участка от 29.08.2006 N 01-4-8/06-26637с не может являться требуемым документом, поскольку содержит противоречия в части адреса, площади и разрешенного использования объекта недвижимости, обоснованно признан судами несостоятельным, так как несоответствие указанных сведений не исключает возможности идентификации земельного участка по кадастровому номеру.
Кроме того, как установлено судами, сведения о границах земельного участка (данные, индивидуализирующие предмет договора аренды на местности), не изменялись и в материалах дела отсутствуют доказательства опровергающие данные обстоятельства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что требования Министерства обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А55-2712/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что неисполнение Крячковым А.Ф. предусмотренного пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требования по предоставлению кадастрового паспорта земельного участка, в совокупности с нормой, содержащейся в пункте 2 статьи 16 этого же Федерального закона, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2014 г. N Ф06-15743/13 по делу N А55-2712/2014