г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А72-1271/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
истца - Фомина А.С. (доверенность от 09.06.2014 N 42),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2014 (судья Овсянникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-1271/2014А72-1271/2014
по исковому заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064) к обществу с ограниченной ответственностью "Родные просторы" (ИНН 7325113673, ОГРН 1127325003640) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Родные просторы" (далее - ответчик) 331 200 руб. субсидий.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов арбитражного дела, предметом спора является возврат полученных ответчиком субсидий в размере 331 200 руб. средств на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.
В рассматриваемый период действовало постановление Правительства Ульяновской области от 15.03.2013 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - порядок), который разработан в целях реализации программных мероприятий "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства" областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы", и регламентирует предоставление из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в соответствии с Программой.
Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Субсидия выплачивается единовременно из расчета 100 процентов посевной площади по ставке 200 рублей за один гектар посевной площади.
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
Из материалов дела также следует, что истцом принято решение о выдаче субсидий в размере 331 200 руб. и указанные денежные средства перечислены ответчику согласно платежным поручениям от 24.04.2013 N 4211468, от 20.05.2013 N 158949.
В обоснование иска заявитель сослался на нарушение ответчиком пункта 6 Порядка, согласно которому условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Основания для возврата субсидии предусмотрены пунктом 12 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
Соответственно, основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, представления недостоверных сведений.
Следовательно, на основании пункта 12 Порядка истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Из материалов арбитражного дела также следует, что ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, справка-расчет, форма статистической отчетности за 2012 год (форма N 2-фермер), справка по состоянию плодородия почв, гарантийное обязательство.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что субсидии предоставлены в 2013 году - их цель возмещение затрат, а не будущее финансирование.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в текущем году, то есть в 2013 году.
Из материалов дела следует, что денежные средства (субсидии) были выплачены ответчику в апреле-марте 2013 года.
Следовательно, субсидии предоставлены в 2013 году и их цель возмещение затрат, которые возникли или могли возникнуть у ответчика в период осуществления им комплекса агротехнологических и иных работ в период 2013 года.
Однако неправильный вывод о цели предоставления субсидий в 2013 году не повлиял на принятие законного судебного акта по делу.
Наличие посевной площади в предшествующем году - 2012 подтверждается формой 2-фермер и все эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
За 2013 год ответчиком также представлены доказательства наличия посевной площади.
При этом материалы арбитражного дела не содержат доказательств, свидетельствующих об изъятии ответчиком в 2013 году земель сельхозназначения из оборота и реализации их третьим лицам.
В период 2013 года ответчик продолжал осуществлять сельскохозяйственную деятельность, связанную с посевом зерновых культур и подсолнечника. Согласно данным формы N 1-фермер за 2013 год посевная площадь ответчика составила 700 га.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиком при получении субсидии предоставлены недостоверные сведения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что цели получения субсидии ответчиком соблюдены, доказательств обратного материалы арбитражного дела не содержат, изменение ответчиком посевной площади в 2013 году не может являться основанием ко взысканию с ответчика ранее выданной субсидии.
Истцом не представлено доказательств, что уменьшение посевной площади у ответчика в 2013 по сравнению с 2012 годом могло бы послужить основанием для принятия решения истцом отказа в предоставлении ответчику субсидии, либо субсидии в ином размере.
Поскольку доказательств использования ответчиком субсидий на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены, судебная коллегия находит правомерным вывод судов об отказе в удовлетворении иска и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А72-1271/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16737/13 по делу N А72-1271/2014