г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А65-28929/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
ответчика - Шигабетдиновой А.Р., по доверенности от 27.12.2013 N 17/6234,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Детский мир"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (председательствующий судья: Захарова Е.И., судьи: Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-28929/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Детский мир-Центр", (ОГРН 1027700047100; 1027700047100 ИНН 7729355029), г. Москва, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор) (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), г. Казань, третье лицо: закрытое акционерное общество "УМКА-ФАМКЕР", г. Санкт-Петербург, о признании незаконным и отмене предписания от 14.10.2013 N 497,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Детский мир-Центр" (далее - ОАО "Детский мир-Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор) (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене полностью предписания от 14.10.2013 N 497.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Детский мир-Центр" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Судом апелляционной инстанции произведена замена ОАО "Детский мир-Центр" на ОАО "Детский мир" на основании копии протокола общего собрания от 26.03.2014 и копии выписки из ЕГРЮЛ.
Как усматривается из материалов дела, на основании письменного обращения потребителя Бахарева Сергея Александровича (далее - Бахарева С.А.) в соответствии с распоряжением Управления Роспотребнадзора от 12.09.2013 N 4477/24-вп/в проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой 14.10.2013 составлен акт проверки N 4477/24.
В ходе данной проверки проведены лабораторные исследования, выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: 14.10.2013 в 10 час. 00 мин. при рассмотрении протокола токсико-гигиенических исследований (испытаний) N 46826, 46827 от 10.10.2013 обнаружено, что 17.09.2013 в ОАО "Детский мир-Центр", г. Набережные Челны, проспект Мира, д. 3, ТРЦ "Торговый квартал" нарушен п.п. 6.1, ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее - Технический регламент).
По результатам данной проверки обществу выдано предписание от 14.10.2013 N 497 о прекращении реализации не соответствующей требованиям технического регламента санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, которым обществу предписано прекратить реализацию не соответствующей требованиям технического регламента санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции - детской шампуни Bubhen Kinder Shampoo, производитель Германия, импортер ООО "Импорт Энд Логистик".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество считает, что не было допущено нарушения действующего законодательства, поскольку на момент проверки срок действия декларации соответствия на указанный шампунь не истек. Общество также указывает на нарушение процедуры проведения проверки ввиду несогласования ее с органами прокуратуры и не направления распоряжения на юридический адрес общества, считает нарушенной процедуру выдачи предписания.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей вправе проводить проверки соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами) требований законодательства в области защиты прав потребителей, исполнения предписаний должностных лиц органа государственного надзора; применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры пресечения нарушений обязательных требований, выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) должностным лицам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставлено право при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания, в том числе, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента он распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств - членов ТС парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре. Пунктом 3 Технического регламента определено, что данный Технический регламент устанавливает требования к продукции, а также на связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.
Пунктом 6 статьи 5 "ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 (далее - Технический регламент, ТР ТС 009/2011), установлены требования к токсикологическим и клиническим (клинико-лабораторным) показателям парфюмерно-косметической продукции.
Согласно п.п. 6.1 парфюмерно-косметическая продукция при использовании по назначению должна быть безопасна для человека. В частности, токсикологические показатели парфюмерно-косметической продукции должны соответствовать требованиям, содержащимся в приложении 8 к Техническому регламенту, а именно: токсикологические показатели изделий косметических для ухода за кожей лица и тела, волосами, ногтями, губами, вокруг глаз, а также токсикологические показатели изделий косметических гигиенических моющих для волос, лица и тела по кожнораздражающему действию и по действию на слизистые должны составлять 0 баллов (отсутствие), по общетоксическому действию, определяемому альтернативными методами in vitro - отсутствие. При этом токсикологические исследования (испытания) проводятся либо на животных, либо на альтернативных биологических моделях, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах). Токсикологическая оценка проводится путем определения кожно-раздражающего действия и действия на слизистые (с использованием лабораторных животных) либо путем определения общетоксического действия (альтернативными методами IN VITRO).
Протоколом N 46826, 46827 от 10.10.2013 токсико-гигиенических исследований (испытаний), проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" и материалами дела подтверждается, что: образец детской шампуни Bubhen Kinder Shampoo (из магазина) по раздражающему действию на слизистые оболочки глаз кролика не соответствует нормам ТР ТС 009/2011: раздражающее действие на слизистые (в разведении 1:4) - 1 балл (наблюдение через 3,5 часа: слезотечение, сосуды конъюнктивы и роговицы инъецированы, слабый отек век, минимальное количество выделений в углу глаза. Наблюдение через 24 часа: слезотечение, сосуды конъюнктивы и роговицы слабо инъецированы. Наблюдение через 48 часов: отсутствие раздражающего действия); образец детского шампуня Bubhen Kinder Shampoo (от потребителя) по раздражающему действию на слизистые оболочки глаз кролика не соответствует нормам ТР ТС 009/2011: раздражающее действие на слизистые (в разведении 1:4) -2 балла (наблюдение через 3,5 часа: слезотечение, сосуды конъюнктивы и роговицы инъецированы, выраженный отек век, гнойные выделения в углу глаза. Наблюдение через 24 часа: слезотечение, сосуды конъюнктивы и роговицы инъецированы, слабый отек век. Наблюдение через 48 часов: сосуды конъюнктивы и роговицы инъецированы).
Процедура отбора проб административным органом соблюдена, возражений и замечаний от представителя общества при отборе проб не последовало.
Таким образом, довод общества о невозможности достоверно установить, какие именно образцы шампуня исследовались при проверке, является необоснованным.
Ссылка общества на отсутствие в протоколе токсико-гигиенических исследований (испытаний) указания артикула, номера партии товара изъятого из магазина образца судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонена, поскольку, во-первых, на изъятом образце (флаконе) такой информации не усматривается (л.д.89), во-вторых, отбор проб производился в присутствии уполномоченного представителя заявителя, замечаний им заявлено не было, изъятые образцы были согласно протоколу отбора проб упакованы и опечатаны. Оснований полагать, что исследованию были подвергнуты иные образцы детского шампуня Bubсhen Kinder Shampoo, у суда отсутствуют, соответствующих доказательств этому в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, судебные инстанции пришли к выводу, что образец детского шампуня Bubсhen Kinder Shampoo не соответствует требованиям п.п. 6.1, ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" ТР ТС 009/2011.
Обоснованно отклонены судами доводы заявителя и третьего лица со ссылкой на СанПиН 1.2.681-97 о допустимости величины допустимого уровня действия на слизистые (в разведении 1:4) в пределах 0 -1 баллов, а также на наличие переходного периода, предусмотренного п. 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799.
Пунктом 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 утвержден приложенный к данному решению перечень стандартов, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, в который включен "ГОСТ Р 52345-2005. Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 31.05.2005 N 134-ст. Данный стандарт распространяется на моющие гигиенические косметические изделия, в том числе шампуни и другие аналогичные по назначению изделия, отвечающие требованиям этого стандарта.
Требования, обеспечивающие безопасность, изложены, в том числе, в п. 3.1.4 стандарта, согласно которому массовые доли свинца, мышьяка, ртути и микробиологические, токсикологические и клинико-лабораторные показатели моющей продукции не должны превышать норм, установленных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 о безопасности парфюмерно-косметической продукции, при этом, согласно сноске, СанПиН 1.2.681-97 Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции действует до вступления в силу данного Технического регламента.
Таким образом, с даты вступления в силу Технического регламента значения токсикологических показателей, установленные СанПиН 1.2.681-97, не подлежат применению.
В силу требований статьи 6 Технического регламента оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении 12, к которым относится детская косметика, проводится путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции (п. 3). Государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, ввозимой на территорию таможенной территории Таможенного союза, проводится до ее ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (п. 4).
В соответствии п. 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2014. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования данного решения, действительны до окончания срока их действия.
В материалы дела обществом представлена декларация о соответствии, зарегистрированная органом по сертификации 08.08.2011 и действительная до 02.08.2016, которой ООО "Импорт энд Логистик" заявило, что детский шампунь (новая формула) (Kinder Shampoo) товарного знака "Bubchen" соответствует требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 51391-99, п.п. 3.1.3, 3.1.4, 3.2, 4.1 - 4.3 ГОСТ Р 52345-2005. Обществом также представлено свидетельство о государственной регистрации от 25.03.2011, согласно которому детский шампунь (новая формула) (Kinder Shampoo) товарного знака "Bubchen" соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Исходя из изложенного, в соответствии с п. 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 при наличии данных документов проводить новую обязательную государственную регистрацию парфюмерно-косметической продукции (детскую косметику) с выдачей нового свидетельства о государственной регистрации продукции не требуется до окончания срока действия указанных документов, но не позднее 01.07.2014.
Однако, наличие указанных документов само по себе не влечет необязательность требований Технического регламента после вступления его в силу.
Обоснованно отклонены судами доводы общества о том, что административный орган не уведомил заявителя о проводимой проверке, не вручил копию распоряжения о проведении проверки, а также о том, что административным органом была нарушена процедура выдачи предписания, проведенная проверка не была согласована с органами прокуратуры.
В соответствии с п. 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до ее проведения любым доступным способом.
В рассматриваемом случае назначение внеплановой выездной проверки обусловлено обращением гражданина (потребителя), чьи права нарушены (подпункт "в" пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ) обязательное заблаговременное уведомление юридического лица о проверке, а также ее согласования с органами прокуратуры не требуется.
Согласно с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
В данном случае, распоряжение о проведении проверки от 12.09.2013 N 4477/24-вп/в получено 13.09.2013 уполномоченным представителем общество Вьюговской Н.Н., действовавшей по доверенности от03.06.2013 N 420/13, то есть до начала проведения проверки.
Таким образом, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества должностными лицами административного органа порядок, установленный Федеральным законом N 294-ФЗ, был соблюден.
Не указание в предписании места его выдачи и отсутствие в копии распоряжения, направленного заявителю по факсу, печати и подписи руководителя, не свидетельствуют о проведении проверки с грубым нарушением требований закона, недействительность результатов проверки не влекут. Согласно материалам дела, распоряжение о проведении проверки создано в электронном виде и подписано заместителем руководителя Управления с использованием электронной цифровой подписи - сведения об этом содержатся в распоряжении.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу N А65-28929/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Детский мир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае назначение внеплановой выездной проверки обусловлено обращением гражданина (потребителя), чьи права нарушены (подпункт "в" пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ) обязательное заблаговременное уведомление юридического лица о проверке, а также ее согласования с органами прокуратуры не требуется.
Согласно с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
В данном случае, распоряжение о проведении проверки от 12.09.2013 N 4477/24-вп/в получено 13.09.2013 уполномоченным представителем общество Вьюговской Н.Н., действовавшей по доверенности от03.06.2013 N 420/13, то есть до начала проведения проверки.
Таким образом, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества должностными лицами административного органа порядок, установленный Федеральным законом N 294-ФЗ, был соблюден."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16271/13 по делу N А65-28929/2013